Был в субботу вечером. Выстоял целый час в очереди на морозе. Внизу идет платная выставка больших русских икон, но все идут на бесплатных Рюриковичей.
Перед входом икона преп. Сергия. Там раздают листки с интервью патриарха Кирилла о преп. Сергии. Патриарх доказывает, что он был паламитом и исихастом, хотя письменных свидетельств об этом и не оставил.
Конечно, Романовы правили 300 лет, а Рюриковичи 750. Поэтому материал пришлось сильно ужимать, комкать, чтобы разместилось всё в том же Манеже.
К тому же первый зал посвящен каменному веку, арийском Аркаиму и древним славянам. Рюрик уже во втором зале. Антинорманизм специально не подчеркивается, только косвенно.
Большое впечатление на людей производит первая карта: Русь Рюрика - маленькое зеленое пятнышко на Северо-Западе, а под ней - в 20-30 раз большее оранжевое пятно Хазарии от Киева до Аральского моря и от устья Камы до Северного Кавказа.
Князь Игорь осуждается как слабак и неудачник, Ольга и Святослав прославляются. Славянскому язычеству уделен зал, в котором говорится, что оно было слабым и не содержало ничего ценного.
После залов расцвета Киевской Руси (Владимир, Ярослав, Мономах) начинаются залы о раздробленности, выполненные в мрачных тонах. Стенд про Галицию клеймит ее как родину коварств, измены и злодейств. Именно там впервые на Руси (со времен Игоря I в 945 г. )посмели казнить князей - повесили трех сыновей Игоря Святославича в 1211 г.
Отмечаются заслуги монголов в становлении госаппарата крупнейшего государства в мировой истории, но отмечается и жестокость нашествия. Александр Невский всячески прославляется.
Центральный зал посвящен преп. Сергию. Там представлена его одежда, посох, чаша для причастия. Люди лежат на полу и смотрят на картинки на куполе этого зала.
Отмечается предательская роль Ягайлы, сдвинувшего ВКЛ на польско-католический путь.
Высоко оценены заслуги Василиев I и II. Отмечен чудесный уход Тамерлана после явления Богородицы и сокрушение им Золотой Орды.
В залах про Ивана III и Василия III о ереси жидовствующих говорится как о страшной угрозе, что на Руси могли насадить раввинистический иудаизм и каббалу.
Про Ивана IV особенно большой зал. Там говорится, что нельзя считать его святым, т.к. он всё же убивал невинных людей, но совсем немного и потом каялся. Сына и вовсе не убивал. А в основном клевету про него сочинили Штаден, Поссевини и прочие. В других залах постоянно цитируют Карамзина, а в этом нет.
Последний зал представляет Федора Иоанновича как самого удачливого русского правителя с самым успешным царствованием, а Годунова осуждает за властолюбие и некомпетентность.
В принципе, выставку стоило бы завершить залом про Лжедмитрия и Василия Шуйского (который тоже Рюрикович), но этого нет.
В конце продаются работы умершего в этом году Павла Рыженко.
В отличие от выставки Романовых, где было много цитат философов и писателей, здесь на стенах преобладают цитаты историков. Карамзин, Костомаров, Гумилев в основном. Единичны цитаты из Соловьева, Ключевского, Иловайского и современных историков. Философов и писателей меньше. Из Путина всего две цитаты, из Лаврова одна. На романовской выставке цитат Путина было гораздо больше.