Антон Шмаков
О ЦАРСКОЙ ТРАДИЦИИ У КХМЕРОВ
Разговор о традиции индокитайской ваджраяны будет неполон без упоминания такого ее важного компонента, как сакральная фигура монарха.
«Царь часто идентифицируется с Харихарой [Вишну-Шива; таковое имя принято у шиваитов, для вишнуизма то же понятие называется «Хари-Шанкара»]. Вишну соответствует Солнцу, Шива – Луне; а само происхождение кхмерской правящей династии восходит к «соединению солнечной расы с расой лунной», результатом которой является «царское счастье» [1].
Данный дуализм также символизируется Гарудой и нагами. Наг, своего рода многоглавая кобра, означает изначальную возможность, примордиальные Воды, в «центре» которых находится храм, резюмирующий собой проявленную вселенную [2]. Наг также живет под землей и поддерживает ее: змей Ананта является хранителем надира. Он становится в силу этого царским символом, поскольку, как гласит стела в Пре-Рупе, царь вслед за нагом (или взамен) «постоянно несет тяжесть земли». К этому сюжету примыкает миф о Вишну-Анантасайине (спящем на Ананте), часто воспроизводимый в Ангкоре.
В позднюю эпоху змей вишнуитского мифа был заменен на дракона. Заметим также, что изображение Вишну, «Господа трех миров», в Прасат Краване возвышается над крокодилом. В народной мифологии Камбоджи «Повелитель земли и воды» называется neak – как «нага», хотя речь тоже идет о крокодиле. Крон Пали – царь Бали, заключенный аватарой Вишну, Ваманой, в подземный мир – также представляет собой крокодила, «Владыку земли и вод». Наконец, стоит напомнить, что прародительницей камбоджийцев и их правящих династий выступает наги по имени Сома, дочь Нагараджи; иначе Сома – это Луна, а наг символизирует «лунные» династии.
На различных барельефах, прежде всего на воротах Ангкортхома, роль змея играет Васуки, с помощью которого, согласно «Рамаяне», произошло «пахтание Молочного Океана». Надписи подчеркивают, что произведенная благодаря этому амрита и есть «царское счастье».
Вспомним также про «обвившихся змей» (neak-pean) в храме, носящим сегодня это имя: лотос, но лотос буддийский, то есть трон Боддхисаттвы, вознесенный над гранями космической горы. Эта гора в своем основании окружена двумя нагами. Их симметричность, весьма очевидно, напоминает кадуцей.
Ездовое животное Вишну, Гаруда («крылатое слово»), представляет собой могучую птицу, наполовину человека, наполовину хищное пернатое. Часто можно встретить изображения гаруд-«атлантов», возносящих на бронзовых плечах к небу земные дворцы. Существует близкий к этому сюжет террас, поддерживаемых на крыльях лебедей («хамса») – символов, если быть точными, возвышения информального мира в небеса. Небесный характер подобных конструкций подчеркивается также бесчисленными пляшущими апсарами. Они являются одновременно и небесными нимфами, и, согласно этимологии «Рамаяны», «эссенцией вод», то есть символами информальных возможностей, легкой пеной, рожденной первобытным океаном, дочерьми «вспахтанного» моря, чей символизм, однако, гомологичен также «вышним Водам».
Лунная династия (Somâvamsha) берет исток от наги Сомы, чье имя означает Луну, и брахмана Каундиньи; Солнечная династия – от апсары Меры и принца Камбу, получившего свою супругу в дар от Шивы. Наследование осуществлялось по женской линии, так как апсары были существами солярной природы. С другой стороны, Каундинья может рассматриваться как «солнечный», а Камбу – как «лунный, поскольку первый был брахманом, а второй – кшатрием. «Камбу» дословно означает раковину, а это – атрибут (солнечного) Вишну. Однако самой раковиной в таком случае выступает шакти Вишну, Лакшми; она имеет символическую связь с Луной и примордиальными водами».
[1] Надпись на стеле в Баксей Тьямкронге. Там же говорится о пламени под морем, вероятно символизирующим союз огня и воды, имеющий тот же смысл, что и сочетание Солнца с Луною.
[2] На фронтоне в Бантеайсрее наг фигурирует среди вод благодатного дождя, вызванного Индрой, уподобляющегося «вышним» Водам и радуге.
(По материалам статьи Пьера Гризо «Заметки об иконографии Ангкора», опубликованной в № 417 «Этюд традисьоннель», 1970 г.)