(Л.М. Каждан
Крампус
В конце прошлого года, прямо к Рождеству, В Штатах выпустили интересный хорррор-фильм – "Крампус". Сей фильм основан на мифологии и фольклоре альпийского региона и назван в честь одноименного персонажа – жуткого Крампуса. Причем, его образ, явленный в фильме, точно соответствует фольклорным воззрениям – ибо был тщательно собран по изображениям на открытках и иллюстрациях в книгах.
Сюжет фильма таков:
Семейство собирается отмечать Канун Рождества, собираются гости, много детей. Дети начинают дразнить и задирать одного парнишку, донимая его тем, что тот верит в Санта Клауса и Дух Рождества. Они отбирают у него письмо Санте и начинают читать его вслух. Парнишка пытается отобрать его – начинается драка. Парнишка разрывает письмо и кидает обрывки в метель. Затем вообще все основательно перессорились.
Вот тут-то и начинается "движение" – появляется Крампус. Причем, возникает он на крыше одного из домов, и прыгает с крыши на крышу. Имеет место дьявольское наваждение – оживают игрушки (клоун, плюшевый медведь, кукла с крыльями) и рождественские печенья (в виде человечков). Все они набрасываются на людей. Какое-то существо пытается утаскивать людей под снег. Преследуют людей и темные эльфы – главные слуги Крампуса.
Через некоторое время в дом проникает сам Крампус. Одних он засовывает в свой мешок. Других хватают эльфы, утаскивает под снег монстр или же проглатывают сбесившиеся игрушки. Остается лишь тот парнишка, которому Крампус дает елочную игрушку – шарик с надписью "Krampus", завернутый в письмо Санта Клаусу, которое тот разорвал накануне. Крампус уходит, но парнишка кидает шарик ему вслед. В этом месте образовывается бездонная яма, куда слуги Крампуса начинают бросать пойманных людей. Паренек просит демона вернуть их назад и хочет, чтобы Крампус забрал его вместо них. Крампус швыряет его в дыру в земле.
Парнишка в ужасе просыпается в своей кровати, осознавая, что все произошедшие было сном. Он спускается к родственникам, чтобы приступить к распаковке подарков. В одной из подарочных коробок под елкой он находит елочную игрушку – шарик с надписью "Gruss vom Krampus" ("Привет от Крампуса") и переглядывается со своими родственниками. Все в ужасе вспоминают, что произошедшее имело место в реальной жизни.
Последняя сцена фильма показывает дом этого семейства в стеклянном шаре, который находится в логове Крампуса, через который он наблюдает за ними.
Такой вот "рождественский фильм", "страшный и сентиментальный одновременно", как считает сценарист и режиссер Майкл Догерти.
В основе сюжета фильма лежит старинная легенда альпийского региона о монструозном антиподе Николая Чудотворца, злом духе Рождества – Крампусе, – который сопровождает Святого Николая и отвечает за наказание непослушных детей. Специально для этого он носит с собой березовые розги. А то и вообще похищает детей – для этого за спиной он носит рюкзак или бадью. Иногда он летает на помеле. Бывает и так, что Святой Николай отсутствует. Но вот без Крампуса в альпийских регионах не обходится ни один рождественский карнавал. В это время здесь по улицам городов и сел таскаются толпы людей, ряженных в это жуткое существо. Создается впечаление, что из ада вырвались толпы чертей.
Однако, дело не заканчивается альпийским регионом. И аналоги Крампуса известны практически повсеместно (например, Солдат Руппрехт – в равнинной Германии, Черный Питер – в Голландии и др.). Но свой архаичный демонический вид сей персонаж сохранил исключительно в Альпах.
Крампусы бывают мужского и женского рода. Известно много открыток, где сии бестии выступают практически как инкубы и суккубы, соответственно. Это очень интересный момент – ведь в данном случае аналогии Крампуса значительно расширяются: и здесь следует вспомнить Бефану или Бетану в Италии, Прехту или Берту в Чехии, Хольду или Фрау Холле в Германии. А также и нашу Снегурочку. Ведь если Дед Мороз является аналогом
Санты Клауса, то аналог Крампуса – именно Снегурочка. Да, ее образ значительно
рафинированный. но ведь и на Западе произошло то же самое – Санту Клауса там в основном сопровождают миловидные эльфы. Это лишь в диких альпийских краях со Святым Николаем расхаживают самые настоящие черти. Хотя и там уже, в крупных туристических центрах, крампусы начинают утрачивать свою хтоническую брутальность, превращаясь в комичных и миловидных сатиров и фавнов. Это, как раз, и есть та самя "деградация", о которой говорили Герман Вирт и его последователи.
Таким образом, добрый дедушка Санта Клаус (или же Рождественский Дед) имеет темную карающую ипостась. Подобно языческим божествам. Но ведь хорошо известно, что Санта Клаус (Рождественский Дед) как раз и заменил собой древнее божество Великого Юла, память о котором, тем не менее, продолжает сохраняться. Это дух Северного Полюса, ездящий на оленях в окружении эльфов. Его корни, видимо, вообще уходят в седую гиперборейскую старину. Ну а в наше время, благодаря соответствующей трансформации образа, возник соответствующий бинар: Санта Клаус – добрый, благостный, одаривающий; и Крампус – злой, страшный, наказующий.
Ну а сама пора Великого Юла – это мистическое время, волшебная черта. Одна из тех, когда грани между мирами истончаются. И в наш мир проникают потусторнние сущности – готовые одарить или же покарать.
Рекомендуемая литература
P. Siefker. Santa Claus, Last of the Wild Men: The Origins and Evolution of Saint Nicholas, Spanning 50.000 Years. Jefferson– London. 1997.
M. Bruce. The Krampus in Styria. / Folklore. 1958. Vol. 69. Iss. 1.
Who in Hell is Krampus? / http://www.krampus.com/who-is-krampus.php
Horror For The Holidays: Meet The Anti-Santa. / http://www.npr.org/2011/12/10/143485735/naughty-or-ni..
А.Ю. Чернов. Крампус и его аналоги. / Готовится к печати.
Krampus.com :: home of the holiday devil :: Who's Krampus?
wwwkrampus.com
).
Krampus.com :: home of the holiday devil :: Who's Krampus?
wwwkrampus.com