*"Третья сила" объявлена "ересью", или Момент истины*
Мне приходится, с сожалением, продолжить начатую тему об отношении православных к украинскому кризису, поскольку кризис там углубляется (в Киеве сейчас идут уличные столкновения, строят баррикады, евроукрами захвачены правительственные здания, причем «среди провокаторов, призывавших к штурму администрации президента Украины в центре Киева, задержаны члены "Братства" Корчинского, декларирующего принадлежность организации к РПЦЗ(А)»). Приходится продолжить тему и поскольку, как пишет в откликах читатель: этот кризис «стал еще и МОМЕНТОМ ИСТИНЫ для осколков РПЦЗ, соперничающих в праве на преемственность ее традиции. Интересно, кто из осколков выступил против укро-евро-самостийничества?».
К сожалению, я не могу ответить на этот вопрос, просто не знаю. Но для меня была и остается несомненно каноничной та Русская Православная Церковь за границей, членом которой я стал 35 лет назад в эмиграции и остаюсь до сих пор, несмотря на все невзгоды последнего времени. И, конечно, меня очень больно затрагивает ее происшедшее разделение на "осколки" и их обмельчение, утрата многими из них традиции РПЦЗ (см. об этом в последней части статьи "Об идеологии и об оправдании миссии Русской Зарубежной Церкви"). А отношение к украинскому кризису, действительно, высветило ту проблему, которую многие у нас знали, но остерегались высказываться публично. Теперь это было высказано откровенно и публично на сайте РПЦЗ "ИнтернетСобор".
Итак, вышеупомянутый Архиерей [впрочем, уже нет нужды скрывать его имя, ибо он сам придал этой проблеме широкую огласку в Интернете, поэтому я не стану больше сокращать его имя в приводимых цитатах] и сотрудники его сайта осудили православных противников самостийной евроинтеграции Украины и поддержали ее под предлогом, что это «отдаляет нашу страну от большевизма и коммунизма». Это вызвало призывы прихожан к вышеупомянутому Архиерею стать «подлинной русской православной альтернативой тому и другому. Только так РПЦЗ может выполнять свою миссию как РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ» (27.11.2013 04:32).
Видимо, таких призывов и критики было немало, и они заставили Архиерея как-то реагировать. Сначала он сделал движение в правильном направлении, но весьма неискреннее, маскировочное:
«Вынужден сделать уточнение, поскольку недобросовестными людьми распространяется информация, что под словосочетанием "наша страна" я, якобы, подразумеваю исключительно Украину. Но, если бы это было так, то я бы и употребил в вышеприведенном контексте слово "Украина". Но я намеренно написал "нашу страну", а не Украину, поскольку, хоть вопрос был задан только об Украине, я ответил в отношении всей нашей православной общины, территориально находящейся в границах бывшей Российской империи» (29.11.2013 08:300).
На это из среды его прихожан была такая вежливая уточняющая реакция:
«Обсуждаемая статья, размещенная на ИС, посвящена протестам православных мирян против вхождения Украины в т.н. "Евросодом". Отношение "Интернет Собора" к этим протестам в комментариях отрицательное: «прихвостни режима из числа руководства УПЦ МП подсуетились по-комсомольски». А к вхождению в Евросоюз – отношение положительное, и не понимать этого могут только тупые "совки": «Это из области медицины... Явным признаком советского менталитета является настойчивая попытка навязывать свое мнение другим».
Соответственно теме этой статьи Его Высокопреосвященству и был задан вопрос: «Вы поддерживаете вхождение Украины в Евросоюз или нет?». Ответ Митрополита был: «Я поддерживаю все, что отдаляет нашу страну от большевизма и коммунизма». То есть, содержание ответа относится к конкретному заданному вопросу и связано с ним общим смыслом.
Позже, когда раздался ропот прихожан, владыка поправился: хотя вопрос ему был задан именно об Украине, он якобы сказал слова "наша страна" вовсе не об Украине, о которой его спрашивали, а о том, чему статья не посвящена и чего его не спрашивали: «в отношении всей нашей православной общины, территориально находящейся в границах бывшей Российской империи». Но разве общину называют "страна"?
Если Владыка Митрополит под словами "наша страна" имел в виду не Украину - то ведь и сотрудники ИС были введены им в "недобросовестное" заблуждение, ибо в дальнейшей полемике они тоже стали в высказывании Митрополита Агафангела защищать именно смысл отделения Украины от "совковой РФ", презрительно видя в ней только "большевизм и коммунизм". Они поняли слова "наша страна" про Украину точно так же, как и все критики.
И других фактов одобрения и даже поминания первоиерархом РПЦЗ(А) "оранжевых" самостийных властей известно немало, в таком контексте его слова и были восприняты.
Можно порадоваться тому, что Его Высокопреосвященство решил отмежеваться от таких своих высказываний и дел. Но лучше было бы это сделать искренне и добросовестно, а не пытаться обвинять в недобросовестности тех, которые истолковали его слова с тем смыслом, который в них изначально вложен.
Что касается проживания митр. Агафангела в другом государстве, где есть возможность приходам РПЦЗ строить храмы – никто его за это не осуждает. Причем здесь это? Но всё-таки при этом можно обойтись без "политической агитации" в пользу самостийников. Ведь сам Митрополит пишет: "Я считаю, что священноначалие не должно заниматься политической агитацией"» (2013-11-30 09:04).
Однако критика, призывы к Архиерею и ответы сотрудников сайта в прежнем духе продолжались, например:
# RE: УПЦ МП против Евросоюза — Алексей Белоногов 30.11.2013 13:28
... это даже не пощечина...это плевок в нас "незарегистрированых" в РФ-ии....вместо того чтобы осудить евросодом и жидовласть РФ-ии и быть "третьей силой" защищающей верный народ... стыдно за ваши слова.
Вы господа....должны быть этой силой и защищать свой народ....это смею напомнить Ваша обязанность перед Русским православным народом ГДЕ БЫ ОН НИ ЖИЛ.....
Прихожанин "Введенской общины" Ишимско-Сибирской епархии Пермской губернии Белоногов Алексей.
# RE: УПЦ МП против Евросоюза — Интернет Собор 30.11.2013 14:43
Нигде в православном вероучении не сказано, что Церковь - это "третья сила". Укажите, если я ошибаюсь. А если не можете указать сами, то не указывайте и другим.
# RE: УПЦ МП против Евросоюза — ННН 30.11.2013 17:40
В Священном Писании указано сторониться всех бесов, сколько бы их не было, если два – получится быть против них третьей силой, если их десять – одиннадцатой. А по духовному качеству и существу - конечно, первой. И нигде в Св. Писании не сказано, что надо объединяться с одним бесом, чтобы противостоять другому. И не сказано, что надо относиться с ненавистью к ближним в своем народе, ибо все мы связаны коллективной ответственность в добре и зле. Апостол Павел говорит, что «если страдает один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор.12:26). Меня поражает ваше высокомерное духовное нечувствие по отношению к нашему народу.
Затем, осознав неуклюжесть своей попытки политического самооправдания, Архиерей перешел в атаку на более высоком уровне – богословском – и опубликовал отдельное архипастырское заявление о том, что призывы стать "третьей силой" одновременно против самостийной евроинтеграци и против совковости – это "ересь":
«Я сталкивался раньше, и увидел здесь, утверждение, что Русская Церковь должна стать, или является, якобы, некоей "третьей силой". Я с полной ответственностью, как архиерей, должен заявить, что Церковь не есть, не была, и не может являться никакой "третьей силой". Русская Церковь - единая Святая Соборная и Апостольская, Тело Христово, в Коем пребывает спасительная благодать Божия. Учение о том, что Церковь сама есть "третья сила", или каким то образом зависит, или должна зависеть от рекомой "третьей силы", есть ересь, со всеми вытекающими последствиями. Очередная хула на Христа и Церковь, которых много появилось в наши лукавые времена. Поэтому, видя, что похожее мнение исходит даже от наших прихожан, считаю своим архипастырским долгом их в этом предупредить. Мы не можем ничего прибавлять к Священному Преданию отцов, или убавлять от него. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр 13.8)» (30.11.2013 16:48)
Это заявление уже касалось не только проблемы отношения РПЦЗ к евроинтеграции Украины, но, по контексту, и моих предыдущих публикаций о "третьей силе", поэтому я счел уместным, наконец, лично вступить в дискуссию на этом сайте (ИС) и возразить. Поскольку она открыто опубликована, привожу последовавшую наглядную дискуссию полностью (также и в целях ее сохранения, так как на этом сайте оппоненты имеют обыкновение стирать те вопросы и аргументы, на которые им нечего ответить):
# RE: "Третья сила" — М. Назаров 01.12.2013 09:10
Поскольку в конце данной дискуссии было названо мое имя, считаю уместным сделать несколько замечаний (пп.1-3) по поводу этого архипастырского объявления новой ереси.
1. Ранее Его Высокопреосвященство в полемике со сторонниками новоизобретенных ересей ("цареборчества " и "имяборчества") утверждал, что ересью можно считать только то, что рассмотрено и осуждено Церковными Соборами. Каким же Собором утверждена его ересь о "третьей силе"? И что это такое? Что она прибавляет или убавляет в Священном Писании?
2. «Учение о том, что Церковь сама есть "третья сила", или каким то образом зависит, или должна зависеть от рекомой "третьей силы", есть ересь, со всеми вытекающими последствиями. Очередная хула на Христа и Церковь..», – утверждает Его Высокопреосвященство.
Однако, во-первых, непонятно, что за таинственное "учение" так возмутило его. Кто, где и зачем выдвигает такое никому доселе не известное еретическое учение, хулящее Христа и Церковь, ставя ее в какую-то зависимость? Вопрос риторический, ибо это смешная неправда, непонятно на кого рассчитанная. Понятие "третьей силы" в обсуждении данной статьи (когда ведется агитация за евроукраинское самостийничество, оправдываемое под предлогом "совковости" нынешней РФ), однозначно сформулировано в откликах как призыв стать «подлинной русской православной альтернативой тому и другому. Только так РПЦЗ может выполнять свою миссию как РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ» (27.11.2013 04:32), «быть "третьей силой", защищающей верный народ» (30.11.2013 13:28).
Во-вторых, никто не утверждал, что «Церковь должна «зависеть от рекомой "третьей силы"». Наоборот: подлинная "третья сила" (лишь формально в данном случае "третья" по счету при наличии двух ложных сил) должна духовно окормляться в истинной Церкви, а Церковь должна быть истинной духовной властью и водительствовать в народном сопротивлении всем видам зла и в отстаивании Истины.
Например, в Смутное время начала XVII века такой "третьей силой" на Руси было созданное по призыву св. Патриарха Гермогена русское православное ополчение – против двух господствовавших тогда сил: иностранных интервентов и русских коллаборантов-предателей, засевших в Кремле. В наше время такое ополчение должно быть прежде всего духовным, чтобы заслужить помощь Божию. Какое же отношение к этому имеет восклицание: «Мы не можем ничего прибавлять к Священному Преданию отцов, или убавлять от него»? Это недобросовестная подмена и уровня полемики и ее смысла, призванная замаскировать суть дела.
3. «Я сталкивался раньше» с этим еретическим мнением, которое «исходит даже от наших прихожан», – пишет Его Высокопреосвященство. Тут, несомненно, подразумевается то, что раньше в нашей епархии именно я как староста по просьбе своего прихода в полемике с гитлеристами (считающими Гитлера "Белым Крестоносцем Освободителем") много писал о "третьей силе" как единственно нравственно оправданной позиции русских людей в годы советско-германской войны: "Против Сталина и Гитлера!". Фактически на этой позиции стояла и вся русская антикоммунистическая эмиграция, и РПЦЗ – ведь не могли же они соглашаться со статусом "унтерменшей" и желать превращения России в германскую колонию. Но, к сожалению, клевета против "третьей силы" (якобы это было лишь на руку Сталину, а надо было воевать за Гитлера) – по сей день не пресекается "правящим архиереем" в его епархии и обсуждение этого вопроса запрещается. И теперь покровительствуемые им гитлеристы могут уже с полным правом, ссылаясь на утверждение своего первоиерарха, клеймить своих оппонентов не только, как до сих пор, "совками-дегенератами" и "чекистами", но и "еретиками". Дожили...
# RE: "Третья сила" — Eugene 01.12.2013 09:25
Цитирую М. Назаров: "Тут, несомненно, подразумевается то, что раньше в нашей епархии именно я как староста по просьбе своего прихода в полемике с гитлеристами"...
Уважаемый Михаил Викторович, позвольте, однако, подвергнуть сомнению, что тут каким-либо образом подразумевается то, что Вы раньше писали... Для меня такая параллель явилась полной неожиданностью.
# RE: "Третья сила" — М. Назаров 01.12.2013 10:04
Тогда укажите другой пример, когда кто-то из наших прихожан раньше писал о "третьей силе", да еще в таком "еретическом" ключе". Не найдете.
# RE: "Третья сила" — Митрополит Агафангел 01.12.2013 09:57
Цитирую М. Назаров: "Ранее Его Высокопреосвященство в полемике со сторонниками новоизобретенных ересей ("цареборчества" и "имяборчества") утверждал, что ересью можно считать только то, что рассмотрено и осуждено Церковными Соборами. Каким же Собором утверждена его ересь о "третьей силе"? И что это такое? Что она прибавляет или убавляет в Священном Писании?"
Вселенскими Соборами утвержден Символ Веры, в котором говорится, что православные веруют в одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Утверждение, что Церковь может являться "третьей силой" противоречит Символу нашей веры.
# RE: "Третья сила" — М. Назаров 01.12.2013 10:09
Ваше Высокопреосвященство. Понятие "третьей силы" Вам тут было не раз достаточно разъяснено. Но Вы настаиваете на своем толковании, которое ничем не подтверждается. Приведите, пожалуйста, доказательство того, что кто-то из наших прихожан тут или раньше, в противоположность нашей вере в одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь, "учил" о трех Церквах. И что призывы св. Патриарха Гермогена противоречат Символу нашей веры. Не сможете.
И еще Ваше Высокопреосвященство в связи с репликой г-на Юджина. Уточните, пожалуйста, кого Вы имеете в виду, говоря: «Я сталкивался раньше» с этим еретическим мнением, которое «исходит даже от наших прихожан».
# RE: "Третья сила" — Митрополит Агафангел 01.12.2013 10:58
Вам, Михаил Викторович, задан конкретный вопрос, на который я надеюсь услышать конкретный ответ. Только и всего.
[Пояснение: этот вопрос был задан на отдельно открытом форуме ИС по новой "ереси" Назарова, о чем я не имел представления. – М.Н.]
# RE: "Третья сила" — М. Назаров 01.12.2013 11:12
Ваше Высокопреосвященство, я не вижу тут никакого вопроса ко мне - ни от Вас, ни от Вашего администратора Юджина. Прошу Вас задать этот вопрос - и я на него отвечу.
Очень прошу также и Вас ответить на заданное мною Вам вопросы.
# RE: "Третья сила" — Митрополит Агафангел 01.12.2013 11:15
Поищите здесь: http://internetsobor.org/forum/ glavnyi-razdel/polemika/obsuzhdenie-publikatcii /mitropolit-agafangel-tretia-sila-predosterezhenie-vernym#2595
# RE: "Третья сила" — М. Назаров 01.12.2013 12:26
Ваше Высокопреосвященство, нашел по указанной Вами ссылке следующие утверждения и вопросы ко мне:
Монахиня Вера [администратор сайта ИС]: «Церковь Христову поставили на "третье" место. Церковь всегда была первой и единственной силой в мире!»
Интернет Собор: «В комментариях пишут (некий ННН) даже больше: "В Священном Писании указано сторониться всех бесов, сколько бы их не было, если два – получится быть против них третьей силой, если их десять - одиннадцатой". Получается, что Церковь каким-то образом прямо зависит от количества бесов. Иначе, как еретическим бредом, это не назовешь.»
Интернет Собор: «Так Вы считаете, или нет, что Русская Церковь - это "третья сила"? Или связана с "третьей силой"? Или как-то зависима от нее? Ответьте, пожалуйста, прямо.»
Митрополит Агафангел: «У меня, в связи с этим вопрос к Михаилу Викторовичу Назарову. Михаил Викторович, Вы действительно веруете и исповедуете, что Церковь может становиться третьей силой, или, скажем, одиннадцатой, или иной числом, в зависимости от противостоящих Ей бесов?..»
[Удивляет тут, что я не участвовал в дискуссии на сайте по данной статье и не призывал Его Высокопреосвященство стать "третьей силой" (это сделал А. Белоногов), я не писал и о силе "одиннадцатой, или иной числом, в зависимости от противостоящих Ей бесов" (это из отклика ННН), однако Его Высокопреосвященство почему-то требует от меня ответа на эти слова других участников дискуссии, да еще извращая смысл этих слов. Видимо, он все-таки связывает это с моими другими публикациями в защиту "третьей силы" против гитлеристов? – М.Н.]
Ваше Высокопреосвященство и другие уважаемые вопрошающие. Это вы сами, а не я или кто-то из тут отвечавших, отождествляете "третью силу" с третьей или одиннадцатой по силе Церковью – вопреки сделанным вам разъяснениям. Особенный ваш перл: «Церковь каким-то образом прямо зависит от количества бесов. Иначе, как еретическим бредом, это не назовешь».
Не вижу, что я на этот бред должен вам отвечать. Такие ваши вопросы из категории: "а Вы давно перестали бить свою жену"... – когда самим вопросом совершают подмену сути дела для очернения собеседника. Вы упорно приписываете мне свое собственное надуманное и противоречащее фактам понятие "третьей силы". Оно у вас выглядит как неуклюжее и смешное оправдание в стиле Винипуха: я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь...
На все ваши вопросы я уже дал ответ. Всё объяснил вам в первом отклике на объявление новой "ереси" Его Высокопреосвященством, и привел пример "третьей силы" в позиции св. Патриарха Гермогена....
И нельзя не видеть, что такой лукавой подменой смысла вы пытаетесь оправдать свою агитацию за "евроинтеграцию " по большевицким границам, свою "регистрацию храмов" у русофобов с молениями об их власти и с презрением к "совковому" народу в РФ.
С этим очевидным саморазоблачением вам будет очень трудно дальше "строить церковную жизнь" – разве что совместно с очередными Хербстом, Корчинским, Ющенкой и Юлей Тимошенко. Сказано уже тут достаточно, и я не вижу смысла далее продолжать попытки опровергнуть лукавство заведомо недобросовестных оппонентов, пока Его Высокопреосвященство не даст честные ответы на заданные мною ему вопросы.
Возможно, что Его Высокопреосвященство этот мой отклик зачистит как это уже не раз было, когда нечего ответить. Как он не желает отвечать на ранее посланные ему материалы для майского "церковного суда", комментарии к неправде этого "суда" и на последнее личное письмо ему от 25.11.2013. Но шила в мешке не утаишь. И главное: Бог не силе, но в правде.
# RE: "Третья сила" — Митрополит Агафангел 01.12.2013 13:57
От Вас, Михаил Викторович, требуется только одно слово "да" или "нет". Вместо этого Вы что-то пространно написали, зачем?
# RE: "Третья сила" — М. Назаров 01.12.2013 15:38
Ваше Высокопреосвященство. Я думал, что Вы более способны понимать русский язык. По Вашей просьбе буду более краток.
«Михаил Викторович, Вы действительно веруете и исповедуете, что Церковь может становиться третьей силой, или, скажем, одиннадцатой, или иной числом, в зависимости от противостоящих Ей бесов?». – Я верую, что независимо от количества бесов истинная Церковь должна им ВСЕМ противостоять, а не только отдельным "избранным", при этом служа другим. Я верую и исповедываю, что независимо от числа бесов, сопротивляющаяся им Церковь будет «по духовному качеству и существу - конечно, первой силой» - так написано в продолжении этих слов о 3 или 11 бесах в нечестно цитируемом тут отклике ННН (30.11.2013 17:40). Там всё совершенно ясно, как и в моих разъяснениях.
Вместо этого Вы написали ЛОЖЬ, зачем? Впрочем, я прекрасно понимаю, "зачем", и Вы это прекрасно понимаете. Это ложь в целях самооправдания агитации на Вашем сайте в пользу одного из бесов.
Теперь прошу Вас ответить на заданные мною Вам вопросы.
# RE: "Третья сила" — М. Назаров 01.12.2013 15:45
А если Вам опять потребуется только одно слово в ответ на предлагаемый Вами подтасованный лживый вопрос: ДА, Вы лжете, Ваше Высокопреосвященство. И, к сожалению, все это видят.
# RE: "Третья сила" — Митрополит Агафангел 01.12.2013 15:50
Спасибо, Михаил Викторович. Я получил от Вас исчерпывающий ответ. Вряд ли кто-нибудь прочитав его, будет сомневаться в самой возможности о чем-либо с Вами разговаривать. Прощайте. Я сожалею, что нам с Вами не удалось достичь взаимопонимания.
# RE: "Третья сила" — М. Назаров 01.12.2013 16:30
Я Вас также благодарю, Ваше Высокопреосвященство, за исчерпывающую демонстрацию Вашей позиции. Вот только она не соответствует традиции Русской Православной Церкви за границей и Православию вообще. И это наша общая большая беда. На этом прощайте и Вы.
Итак, совершенно не богословское, а военно-политическое и тактико-стратегическое понятие "третьей силы", которая означает альтернативу имеющимся первым двум и сопротивление им, Его Высокопреосвященство возвел в ранг "ереси" и "хулы на Христа и Церковь, которых много появилось в наши лукавые времена". И всё для оправдания своей агитации в пользу "Евросодома" с отказом быть православной альтернативой! Очередная его иллюстрация к "лукавым временам" получилась впечатляющая... «Я в шоке!» – пишет мне Д., хотевший присоединиться к РПЦЗ. Мне очень стыдно за это перед соратниками (особенно перед теми, которые через меня стали прихожанами РПЦЗ) и перед другими русскими православными людьми, которые получили новую причину для недоверия к "зарубежникам". Однако наш первоиерарх не имеет статуса "непогрешимого Папы", и очень многие клирики и прихожане в РФ с ним не согласны. Мне остается надеяться, что с Божией помощью авторитет и традиция РПЦЗ будут восстановлены. А если уже наступают последние времена (когда-то ведь они наступят неизбежно), то еще раз вспомним, что писал о. Серафим Роуз: в столь критических условиях вообще «вопрос юрисдикций отступит на второй план» – «каждый монастырь или общину мы рассматриваем как часть будущей катакомбной "сети" борцов за истинное Православие» ("Не от мiра сего". М., 1988. С. 915). Неужели эти времена наступают?..
Источник: http://srn.rusidea.org/?a=50082