Поглощение Змеем
Алексей Комогорцев в работе «Тайный змей бытия»: «В карело-финском эпосе Калевала (XVII руна) Вяйнемейнен, чтобы узнать три волшебных слова, дает себя проглотить огромному чудовищу. Там он разводит огонь и начинает ковать. Чудовище его выхаркивает и не только дает ему знание трех слов, но и рассказывает историю Вселенной, и наделяет его всеведением… На Адмиралтейских островах (Австралия) записан миф, содержащий следующий эпизод: «Змей сказал: скользни в мое чрево. Дракон раскрылся. Мужчина скользнул внутрь. Он пошел смотреть огонь, он пошел смотреть таро, он пошел смотреть сахарный тростник. Он пошел смотреть все вещи». Все это герой забирает и приносит людям. В. Я. Пропп в классическом исследовании «Исторические корни волшебной сказки» (1946) указывает, что одна из форм посвятительного обряда, связанного с такими представлениями, состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного». («Волшебная гора», XVII т.)
Как представляется, здесь всё-таки именно контр-инициация. К слову, в Эдемском саду Змей тоже выступает как некий источник или даже, точнее сказать, инициатор познания – Древа Добра и Зла. Между тем, человеку-то было заповедано вкушать плоды с древа Жизни. В результате этого вот змеиного познания – метакосмическая катастрофа, Большой Взрыв», распад тотального Субъекта, возникновение вселенной «осколков». А инициатор - Змей, Ермунганд, космический Робот, вселенский Компьютер, «Демиург», Голем. (http://zavtra.ru/blogs/neoobschinnaya-revolyutsiya) В расколотом мире он становится абсолютной Периферией, границей с нижними и верхними «водами»: 1) с тьмой недобытия (первоматерия) и 2) тонким регионом Души, Навью, Аидом, миром теней, астралом. Именно эту границу пытаются перейти маги Капитала, работающие как с недобытием, так и с «астралом» - тем ложным светом, в котором любят являться демоны, выдающие себя за ангелов.(http://pravaya.ru/look/17563; http://pravaya.ru/look/18967) Обратное движение – от Периферии, к Центру Мира, к его бытийном Полюсу, который символизирует регион Духа (Правь), граничит с Раем. В этом Центре – Царь Мира, символически выражающий Бога.
Периферию нашего, плотно-вещественного мира можно изобразить как некую окружность, напоминающую Змея, вцепившегося в свой хвост, кусающий себя же. Он стремится пожрать всё и вся, пародируя утраченное единство тотального Субъекта. Раньше всё было в райской Полноте Первочеловека, и часть выражала целое, они были в равновесии. Змей желает, чтобы все части было пожраны, стали им самим. Это пародия на изначальную Полноту, это полнота абсолютного обжоры. Но только это всё чревато уничтожением «кормовой базы» Змея, вот и получается, что он кусает и пожирает сам себя. (http://rusyappi.ru/…/vsepozhirayushchij … olyutsiya…)
Космический Змей, Ермунганд, опоясавший мир, символизирует иного Змея. Судя по всему, это и есть «змей мытарств». Снова процитируем А. Комогорцева: «В качестве наглядного примера такой многофазовой инициации можно назвать один из центральных сюжетов иконографии «Страшного суда», представленный так называемым «Змеем мытарств». Этот сюжет, появляющийся между XIII и XV вв., изображает восхождение души сквозь чрево огромного змея, простершегося от адской геенны до небес. Внутри чудовища движется человек в образе посвящаемого – беззащитного отрока или младенца. Змей членится на сегменты, каждому из которых соответствует определенный «демон», и в целом понимается как некий путь, который должна проделать душа, начиная от хвоста чудовища и кончая его головой».
От геены до небес – это явно пространство высшего хаоса, тонкого мира, региона Души, Нави. Это уже «совершенный Змей». Ермунганд – это всё-таки окружность, которая имеет точку центра. А тут окружность без центра, то есть, в принципе, небытие. Но только небытие, в котором наблюдается как бы непрерывное движение – без какой-либо опоры, без какого-либо центра. Это сплошная яростно-желательная стихия, этакая бешеная Психея, демоническая «бабочка». Такое вот начало есть внутри каждого человека – его, собственно говоря, и нужно назвать душой. Но над данным началом возвышается дух, разумно-волевое начало, которое сродни райской Прави. Абсолютный Змей – это абсолютная Душа, тотальное Движение, «высшее» небытие, которое сродни небытию низшему, инертному. Понятно, что именно тут и располагаются демоны, которые осуществляют мытарства.