Возвращаясь к теме зла. Действительно, идея зла как она известна нам в авраамических традициях чужда ранней Египетской традиции (не следует забывать, что в основе первых лежит заимствованная космология периода Аменхотепа IV, то есть, образно говоря, "ересь"). Более-менее библейское зло, а также идея греха, наказания и пр. прослеживаются в "Книге Небесной Коровы", относящейся также к периоду Амарны. До этого (или, по крайней мере, до второго переходного периода) эти понятия или отсутствовали, или выглядели совершенно иначе. Сет, соперник Осириса и Гора, ни в коем случае не является "дьяволом" или "сатаной". Он полноправный бог, грозный и недружелюбный; его потенциальное уничтожение ни в коем случае не поощряется Египетским пантеоном, хоть и признающим все же правоту Гора. Все "книги Дуат", то есть описания загробного мира упоминают эпизод прохождения барки Ра через опасную зону, где ее встречает змей Апофис или Апеп (،pp). На защиту солнечного бога от этой величайшей опасности встает Сет, рассекающий змея на части. Известно множество изображений Ра в разных ипостасях, осуществляющего эту операцию, но следует понимать, что Ра в этом случае представляет всю свою "команду" и главным атакующим в ней выступает Сет. Так вот, Апофис - абсолютное зло Египетской традиции, зло метафизическое. Он не принадлежит воплощению, он был до него, и будет после; каждую ночь Апофис "воскресает", и вновь его должен убить Сет, единственный достаточно грозный и злой бог, способный победить (временно) абсолютное зло. Природа Апофиса, хоть кажется энигматичной, вполне ясна: это небытие. Первичный темный океан хаоса, Нун - его обитель. С рождением мира, то есть манифестацией бытия, он проявляется как его антитеза. Он прокрадывается, заползает в бытие, и грозит его существованию, то есть существованию как таковому, символизируемому путём великого Ра. Но вот попытка его убийства или рассечения - это очень интересный момент со многими импликациями. Египетские магические тексты говорят о том, что убивая врага, надо быть готовым к его возвращению с новыми силами, поскольку смерть индуцирует новое рождение; если вы хотите всерьез избавиться от кого-то или чего-то, следует его "вытолкнуть в небытие". Иными словами, убийство принадлежит воплощению, смерть для египтянина (как и для последователя Бхагават-Гиты) лишь иллюзия, часть круговорота душ. Вне этого лежит лишь тьма небытия, и эта тьма и есть подлинная смерть; не перевоплощение и не развоплощение, а абсолютное отрицание. И символ его присутствия, "черная дыра" в божественном саду проявленного мира - Апофис.
Глеб Бутузов