mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Новая статья Елисеева о Вие


Новая статья Елисеева о Вие

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Символизм Вия

Продолжим разговор о Грозном старце с Черной Горы (http://a-eliseev.livejournal.com/1871388.html). Это, конечно, гоголевский Вий, имя которого, судя по всему, есть переработанное имя славянского бога Ния. Об этом божестве писали средневековые польские авторы Я. Длугош и М. Стрыйковский. Первый сообщает: «Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест». Второй более лаконичен: «Плутона же, бога пекельного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего, усмирения непогоды».

На гоголевского Вия (Ния) очень похож один персонаж русского сказочного цикла, повествующего о том, как Иван (Бычич, Крестьянский Сын - http://a-eliseev.livejournal.com/1849648.html) победил чудо-юд, многоголовых чудищ, змеев. Герой уничтожил не только рептилий, но их жён, после чего их мать (некая ведьма), отвела его к повелителю подземного мира, своему мужу. В сказке, содержание коей привёл А. Н. Афанасьев, он описывается так: «Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают». Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей». (Подробно о персонажах, подобных Вию, здесь - http://www.nkj.ru/archive/articles/4619/. В исследовании Вий сближается с Велесом, но последний всё-таки больше относится к Нави, тогда как царь подземелья находится на пересечении Яви, Прави и Нави.).

Любопытно, что бровастый старик не убивает Ивана, но соревнуется с ним и проигрывает. То есть, это не такой злостный персонаж, как Змей. Но они явно в родстве. И тут нужно вспомнить о Кощее, который также повелитель подземного мира (тот же Вий, Ний, бровастый старик, Грозный старец Черной горы). У него был брат-близнец Кош, он же – Змей Горыныч (http://a-eliseev.livejournal.com/1727509.html).

Здесь заметна двойственность царского начала. Вий, Ний, Старец, Кощей (он же Святогор - http://a-eliseev.livejournal.com/1871191.html) – это первый убитый человек и первый свергнутый царь. Его свергли неправедно, коварно, но это было следствием его гордыни. Царь этот охраняет подземную часть Сокровенного царства, куда заключена зверочеловеческая «чудь».

Однако, вернёмся к гоголевскому Вию. Его обычно воспринимают, как инфернального персонажа, а Хому Брута как несчастную жертву. Как-то я уже обращал внимание, что это не так: «На самом деле, Хома сам выбрал инферно, жертвой которого и стал. Сначала он оборонялся, да, но потом - вошел в раж и стал уже самозабвенно убивать старуху, которая олицетворяла собой темную сторону внешне прекрасной девы». (http://a-eliseev.livejournal.com/611364.html)
Теперь я склонен думать, что Вий не так уж и инфернален. И веки у не случайно такие большие. Взгляд Вия убивает, вот он и скрывает свои очи, поднимая их только в особых случаях. А есть и такая трактовка (http://sms.zrc-sazu.si/pdf/01/SMS_01_Levkievskaja.pdf) – своим взглядом Вий не убивает, а снимает действие оберега. Хома, находившийся в обережном круге, умирает от собственного страха. Не случайно же в конце повести товарищ Хомы, Тиберий Горобец утверждает: «А я знаю, почему пропал он, оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не смогла с ним сделать». (http://sms.zrc-sazu.si/pdf/01/SMS_01_Levkievskaja.pdf)

Хома испугался потому, что не верил в силу обережного круга и молитвы, был далек от Традиции. Сакральное мало что значило для него, хотя он и собирался посвятить ему свою жизнь; он был совершенно мирским. И столкнувшись с инферно - он зациклился на Силе (насилии), совершил ненужное, для спасения своей жизни, убийство (http://a-eliseev.livejournal.com/1872723.html). Внутреннего же стержня у него не было.

А Вий, открывая свои глаза, показал всю ничтожность обережной защиты Хомы-неверующего. Конечно, в повести он инфернален, но всё же как-то дистанцирован от прочей нечисти (что указывает на его изначальный статус царя подземного мира, расположенного на пересечении Яви, Прави и Нави).

0

2

Еще Илья Бражников говорил что будь на месте Хомы Брута Сергий Радонежский или Серафим Саровский Вий и паночка получили бы полной программе.Но Хома был не тот и не другой в этом его беда и была.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Новая статья Елисеева о Вие


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно