Йоэль Матвеев
Дело тут не столько в площади, сколько в огромной плотности населения, крайне неблагоприятной форме границ и истории конфликта. Лихтенштейн и Сан-Марино процветают на гораздо меньшей площади.
Западный берег представляет собой перенасёленный лабиринт из колючей проволоки, среди которой находятся израильские поселения. Сектор Газа отделён Израилем. И это отнюдь не Калининградская область, в которую можно тихо-мирно пройти, не заметив даже границы. Государство с такими границами невозможно себе представить.
Два враждебные друг другу государства, как минимум половина населения в которых претендует на всю территорию Палестины, - взрывоопасная нестабильная конструкция. Как только она рванет, Израиль вновь захватит территории и заявит, что ничего другого от арабов и не ожидалось.
Наконец, есть какое-никакое шаткое понятие исторической справедливости. Израиль был создан путем насильственного изгнания местного населения, потомки коего, по логике вещей, имеют никак не меньше прав туда вернуться, чем люди иудейского происхождения, которых связывают с этой землей только некоторые религиозные положения, спорные с точки зрения самого иудаизма. Я уже не говорю о том, что традиционный досионистский иудаизм вообще запрещает создание еврейского государства земными силами и не признает его, а мусульмане традиционно считают Палестину своей землей. Решить эти противоречия может только полное равенство евреев/иудеев, арабов/мусульман и прочих обитателей всей этой территории.
Шамир озвучивает в данном случае позицию многих израильских и еврейских радикальных левых, а также прогрессивно и консервативно настроенных иудеев, включая известных раввинов. Как я уже заметил, с традиционной точки зрения сионистское образование представляет собой дьявольскую подмену мессианского процесса и поэтому по сути своей нелегитимно. К сожалению, в России еврейский антисионизм пока малоизвестен, хотя в США и даже Израиле он представляет весьма заметную и, как мне кажется, нарастающую силу. Впрочем, это понятно: активные диссиденты обычно собираются там, где вопрос наиболее актуален.
Современный левый израильский философ и режиссер Уди Алони, давно живущий в Нью-Йорке, написал ряд весьма умных работ на тему общегражданского объединенного еврейско-арабского сообщества. Из ортодоксальных иудейских авторов рекомендую статью "A Glimmer of Hope: A State of All Its Citizens" известного профессора-историка Якова Рабкина, чьи книги на тему еврейского религиозного антисионизма переведены на русский. К сожалению, издатели её удалили из открытого доступа.
Другой ортодоксальный автор, Даниэль Боярин, выдающийся исследователей раннего христианства и сторонник упразднения искусственных перегородок между христианами и иудеями, разделяет такую же точку зрения. Другой пример: проф. Чарльз Манекин, ортодоксальный иудей и исследователь средневековой еврейской философии.
Следует также заметить, что 60 лет назад многие люди, считавшие себя сионистами, всего лишь хотели превратить Палестину в еврейский мировой культурный центр, где евреи и арабы должны вместе жить в мире и согласии. Поэтому байкам о "сионизме" Эйнштейна, к примеру, нельзя доверять. Эти люди подразумевали мирный "культурный сионизм", который по сегодняшним меркам считается антисионизмом. Именно поэтому Ноам Хомский (Чомски) называет себя сионистом.
Статья Рабкина "Проблеск надежды: государство для всех его граждан" (2002).
http://www.tikkun.org/article.php/jul2002_rabkin