Это правда, истинно.
(В. Смирнов)
Одна бедная женщина вымылась поздно вечером в субботу в бане и хотела идти домой. Стала дверь в предбаннике затворять и увидела – около угла лежит ребенок, завернутый в тряпку. Поглядела женщина, а он уже едва жив, почти окоченел.
Сжалилась она над малюткой и взяла его домой. «Отогрею, – думает, – может, Бог счастья посылает».
Принесла она полуживого ребенка домой, обернула в теплую ветошку и положила на лежанку. Приходит муж из кузницы, она и говорит:
– Погляди-ка, Иван, нам какое Бог счастье послал!
– Где? – спрашивает муж.
– Вон на лежанке, поди погляди.
Развернул муж ветошку, а там куча серебра лежит.
(«Русские крестьяне». VII)
Клады чуди
В восемнадцати верстах от деревни Горки, Шелтомской волости Пудожского уезда, в урочище Талый Ручей, лежит богатый клад; в нем одного золота сорок бочек. Остался этот клад от жившей там когда-то чуди-винокуров.
В горе Талого Ручья еще теперь есть лотки, по которым во время курения текло вино. Вино, понятно, у них было тогда дешево, и они жили в раздолье.
Клад и в настоящее время многим кажется серой курицей, но в руки никому не дается. Говорят, он прописан на Марью и долго ли коротко, а его получит счастливица Марья.
(ОГВ. 1899. № 77)
А в Красном бору <…> есть клад: чудь когда-то была, так за́рыла. Зарыт за девять шагов от сосны, да сосен-то много, поди знай, от которой? Многие рыли, да не находят.
(Г. Куликовский)
В двадцати верстах от деревни Даниловской, на правом берегу реки Волошки, есть небольшой залив, называемый Мутихой.
И в Мутихе чудью схоронен клад – затоплена лодка с металлами.
(ОГВ. 1885. № 67)
Верстах в двенадцати от села Красный Яр на Иртыше находится давно уже заброшенный рудник Чудак. Название рудника объясняет следующая легенда. Когда в первый раз приступили к разработке руды, то на месте раскопок оказались чудские могилы, т. е. могилы давно минувшего племени чудь. В некоторых могилах (курганах), по преданию, хранились клады, о чем узнали в народе по огонькам, светившимся по ночам над этими курганами.
В шахте, которая была разработана в земле, нередко чудилось. Иногда в горе (шахте) раздавался шум и какое-то хлопанье. Особенно жутко было по ночам. Рабочих преследовали разные страшные видения… Невидимая сила выживала незваных гостей.
Все это дало основание назвать рудник Чудаком.
(Б. Герасимов)
Панские клады
В Троицко-Енальской волости была прежде деревянная церковь. От того места, где она находилась, нужно взять прямую линию на гору, где стоял когда-то панский поселок. И вот при скрещивании этой линии с прямою же линией от ближайшей деревни, Бакланова, зарыт в землю пивной котел серебра и золота, находящийся под громадным камнем.
В той же волости, по дороге на Вотчу, будет местечко, называемое Большая Осина, где зарыт в землю панами целый котел денег, исключительно золотой монеты.
Близ деревни Заозерье Нижеслободской волости есть тоже клад – корчага золота.
(А. Шустиков)
…А на поле, между деревнями Брусовой и Тучковой, стоит одиноко огромная сосна, под которой скрыт клад во время набега на наш край панов.
Рассказывают, что клад этот являлся в виде досок, собак и мертвецов. Один крестьянин, проходя по полю, увидел у дерева покойника и, догадавшись, что это неспроста, зааминил его. Покойник рассыпался кладом, а мужик, собрав часть его, принес домой, но через три года умер.
Смерть его, по суеверному поверью, нельзя рассказывать никому о подобных находках, приписана тому, что он будто бы рассказал о кладе…
В Вытегре был какой-то чиновник; ему однажды во сне явилось несколько вооруженных панов, которые сказали:
– Если ты в Денисове построишь на поле часовню, то получишь из нее преогромный клад; если же нет, то в скором времени утонешь.
Чиновник не исполнил приказания, а потому, говорят, и сбылось над ним обещание панов.
Об этом же кладе рассказывают еще так: будто бы соседи замечали иногда на сосне, под которой он скрыт, множество горящих свечей, которые исчезали, если кто осмеливался приблизиться к дереву, и что дерево это пытались срубить, но труд был напрасен, потому что топоры не могли взять его и тотчас ломались.
(К. Петров)
Клад в деревне Лядины
У нас раньше дерево старое, сухое стояло, высокая толстая сосна, долго она стояла.
Так раньше говорили, что под ней лежит клад, а над ним ночью видели свечку – свечка горела.
Может, паны этот клад положили?..
(АКФ. 128. № 106)
Клады на Сегозере
В старину здесь по деревням ходили паны. Они грабили у народа имущество, у кого, что взять могли, упрямых всячески мучили, жгли у них дома, а иных убивали. Деньги паны прятали в землю в намерении на обратном пути взять с собою. На Сонде-острове, говорят, спрятана ими в землю бочка с деньгами, которая и теперь иногда показывается ночью в виде пылающего огонька. Говорят, кто мог бы перекинуть топор с наволока до острова (около шестидесяти саженей), тому бы и клад достался.
Другой клад есть между деревнями Петел-наволоком и Масельгою, на пожне. Каждою весною приносит водою на дорогу маленькие, продолговатые, серебряные монеты, которые иные счастливцы находят и хранят у себя для счастья.
Самим панам не удалось воротиться отсюда. Выехали они по Сегозеру на Выгозеро на лодке – петелнаволокчанина взяли проводить. Въехали в Сегежму-реку, а тут есть большой, весьма быстрый порог, над порогом, близ берега, – большой камень. Паны и не воображали себе смерти, а проводник, поравнявшись с камнем, без оглядки выскочил на него и остался жив, а панов пихнул вперед на струю, которая быстро понесла их в порог. Тут лодка опрокинулась, и все паны утонули.
(ОГВ. 1870. № 55)
* * *
От деревни Воротишиной (Колоденского прихода) в одной версте, в поле, есть курган, обросший толстыми березами, теперь уже посохшими. Тут, по преданию, похоронены паны. Старики рассказывают, что в прежнее время рано по утрам видывали на бугре свинью с поросятами, никому не принадлежащую; это видение указывает на то, что тут якобы есть клад, но попыток его достать никто не производил. Деревья же на кургане хотя посохли и сгнили, но, по всеобщему соглашению, остаются неприкосновенными.«Роспись о кладах во времена литвы»
Есть река Хворосня крутоберега, еще малая Хворосня, третья река Чернавка. На реке Хворосне есть погост, называемый Николой Лапотной, а второй погост Егорий, от Николы виден. При том погосте Николы есть топи, где и люди не ходят. Пониже топи есть земляной вал, в концах вала лежат по камню серых, под теми камнями по кубу денег серебряных.
Средь вала лежит плита красная, – на коне поворотиться можно, – под той плитой шестиуховой котел денег серебряных.
При том же погосте Николы есть колодезь, – вода кипучая, – и в нем спущено десять пудов посуды церковной серебряной и закрыто дубовой доской.
При том же погосте в горе есть печи кирпичные <…> противу печей на лугу есть камень, под ним куб денег серебряных.
При том же погосте есть два камня красных, выбиты на них петухи – один на одного глядит, – под ними по кубу денег золотых.
На том же погосте были сняты с колокольни взрубы двенадцать рядов и опущены в землю и обиты подниками, посыпано половина меди да половина серебра и насыпано на аршин золы да на аршин хрящу, и приметы на них положены: по двенадцати камнев белых.
При том же погосте на поле есть три пруда, один кругом да велик, а другой челноком. С круглого в челноковый сделан водотек, и по тому водотеку опущено в землю двенадцать кубов; от куба по сажени и пропущена во уши их цепь железный. Один и все найдешь.
При том же погосте (есть полуторы версты или более) есть три сопки, в одной – ружьи, в другой – кости человеческие, в третьей – куб денег серебряных.
Есть на поле сопка, и на ней стоит рыбина, в ней бочка сороковая серебра.
При том же погосте близ погоста есть прудок, выкладен кирпичом, где мыли платье королевское. При том же погосте есть город Огурьев; на погосте есть яма четырехугольная, где стоял королевский шатер, из той ямы есть под землею к колодцу выход. В том выходе висит пушка в сорок пудов, насыпана золотом и дорогими камнями, еще висит сундук с королевскою его милостью.
Близ погоста Николы Лапотного есть гора и ручей, где <…> лошадины кости, и потому, кто кости найдет, тот все и деньги найдет…
(С. Лосев)
Клады Смоленщины
(Из собрания А. Величкова)
В Дятловской волости есть сельцо Варганово, принадлежавшее в прежнее время господину Самбурову. Еще в крепостное время, много лет назад, приезжает к Самбурову какой-то господин из Сибири, рекомендуется и начинает расспрашивать о кургане, указывая его приметы. Эти приметы подтверждаются, и он заключает с г. Самбуровым договор о том, что крестьяне его должны рыть клад по указанию сибиряка, а сам Самбуров получает из вырытого клада пятнадцать бочек золота. Остальные же двадцать пять бочек поступают в пользу сибиряка, так как всего по описи числится сорок бочек золота. Стали рыть. Самбуров и сибиряк сидели на креслах тут же. День был великолепный. Когда вырыли шесть аршинов глины, показался уголь, а под ним и бочки. Крестьяне, видя ряд бочек и зная о содержимом в них, произвели бунт и уже приступали к Самбурову и сибиряку, чтобы убить их, – как, откуда ни возьмись, загремел гром, засверкала молния, и закрутился вихрь, – последовал страшный удар грома, молния ударила в бочки; произошел гул, и вырытая яма вмиг покрылась водой. Главные зачинщики были сосланы в Сибирь, сибиряк уехал ни с чем, а пруд и теперь существует на земле крестьян деревни Марьино, поступившей им в надел от владельцев Варганова господ Ильиных. Говорят, что в пруде никто никогда не доставал дна, измеряя его из любопытства.
В пределах того же Варганова, в роще, что направо к деревне Щепкино, есть клад, который многие покушались вырыть, но лишь дорывались до конца, поднималась откуда-то буря, которая гнула деревья и наводила такой ужас, что искатели клада бежали без оглядки.
По дороге, налево, из деревни Теплое г. Мальцева в Погори есть сеча – это пни, оставшиеся от вырубки леса купцом Бутиковым, и потому – известна под названием Бутиковской сечи. На этом месте, когда еще был дремучий лес, жили разбойники, которые часто ходили в сельцо Теплое (что ныне деревня), чтобы пить водку в шинок. По плану 1760 года действительно Теплое было сельцо и дорога к нему вела через лес. Когда разбойникам нельзя было оставаться здесь, то они решили на время оставить награбленные деньги в лесу. Для этого они вырыли колодезь, поставили дубовый сруб и, сделав перекладину, повесили на цепях два бочонка с золотом. Взять им их не пришлось, и те бочонки висят доныне. Есть еще старики, которые помнят, где было жилище разбойников. Лет пятнадцать назад один человек напал на колодезь; видел бочонки и пошел домой, чтобы их взять потом, но вскоре захворал и умер; однако передал племяннику о бочонках и где их найти. Но тот найти их не смог.
В Гжатском уезде, в Рождественской волости, есть деревня Зубково. Заселена она сто с небольшим лет назад, а в прежнее время на этом месте был непроходимый лес и местность называлась Прокудино. В этом лесу жил со своей шайкой атаман-разбойник Аркадий, гроза местных жителей, приятель Емельки Пугачева. Однажды к Аркадию приехал гонец с письмом от Пугачева, который звал его к себе на помощь, погулять по Волге. Аркадий согласился и стал собираться в путь, а вместе с тем разорять свое жилище и прятать в землю сокровища, так как он надеялся возвратиться и вновь поселиться тут же. Положенным сокровищам он составил опись и тоже зарыл в землю. Один из разбойников притворился больным и остался на месте. Когда атаман Аркадий ушел, этот разбойник вырыл опись и в продолжение сорока лет отыскивал и рыл клады, но, вследствие сделанного заговора, так и умер, не сумев их выкопать. Перед смертью он рассказал о приметах соседским крестьянам, от которых перешло это предание в деревню Зубково.
Близ деревни есть бугорок; в этом месте однажды девочки вырыли, играя, чугунную чашку в виде сковороды, полную золотых монет; но затеяли спор о праве на находку и решить опять зарыть ее до утра следующего дня. Дожди, непогода и другие причины не позволили им вырыть, и чашка эта и поныне там. Об этом говорила мне одна из участниц, ныне уже женщина, и весною обещает указать это место.
В полуверсте от деревни, на земле хутора Блиново, показывают место, где была кузница и где были зарыты мехи, насыпанные золотом. При раскопке этого места сплошные кузнечные шлаки под слоем земли ясно указывают на существование тут кузницы.
Деревня Зубково разделяется рекою на две части; к реке, с обеих сторон, – скаты, и если идти вверх по течению реки от моста, то правый берег представит что-то искусственное, например выемку, сделанную симметрично; как бы естественную, и насыпь в виде стога. Вот этот-то стог лет сорок назад копали крестьяне, докопались до дубовых перекладин, При постукивании в землю отдавался гул пустоты; по устройству и насыпной земле, это должен быть погреб. Крестьяне, не зная, что гул может быть от пустоты, не рассчитав уровень воды, бросили рыть, а яму засыпали, и теперь близ нее стоит сарай, хозяин которого не прочь дозволить копать.
Близ этого места, направо, стояла лет восемь назад сосна, на коре которой была вырезана сабля, а с другой стороны – крест. Недалеко от этого дерева должен быть (и есть по приметам) погреб, в котором зарыты в 1812 году несколько бочек разных вин и вещи. Сосну, а ныне пень ее, хорошо знает бывший лесник, крестьянин деревни Тюрьмино Андрей Ильин.
А в версте от Зубкова, на пустоши Каргиной г. Колачевского, есть, говорит предание, семь гряд, восьмая кругом их; на три шага на восток, должен быть колодезь, сруб дубовый, треугольный. В этом колодце на перекладинах, положенных крест-накрест, висит бочонок на цепи, наполненный золотом. Отыскивая это место, я напал на другое, по выемке похожее на колодезь. Разрывая, мы отрыли дубовый сруб, четырехугольный. Это действительно колодезь. Из этого колодца проведена труба, аршин десяти. Более рыть мы не стали, так как вода мешала работать, а народу было мало, вследствие чего я прекратил работу, не убежденный, однако, в том, что там ничего нет; может быть, там и есть что-то.
Близ хутора Блиново, в березняке, одна женщина зацепилась за что-то ногой и, посмотрев, увидела кольцо. Приподняв на вершок, оттянула дверцу и видела собственными глазами ящик золотой монеты, а на нем положены крест и Евангелие. Закрыв, она передала об этом мужу, и, отправившись ночью тайком, чтобы взять сокровища, они места никак не могли найти. Об этом мне сообщил муж этой женщины, человек непьющий и правдивый, крестьянин из деревни Дорогини Савелий Захаров, и ныне живущий с женой в своей деревне. На это место, рассказывают, однажды напал и священник из села Семеновского и взял золота, сколько мог унести, но вновь этого места не нашел.
В той же волости, близ деревни Дубровицы, говорит предание, в плотине на реке зарыт котел с деньгами, а при слиянии двух речек – бочонок с золотом; а на горе, где были поповские огороды (лет восемьдесят назад), под камнем – котел с монетою. Камень, вероятно, зарос травою и землею, и потому его не найдут, но гряды еще довольно заметны. Весною на реке, почти ежегодно, вымываются и приносятся на берег серебряные монетки, которые находят крестьянские дети.
В Гжатском уезде, близ деревни Соколово, протекает речка Могиленка, которая в одном месте образует угол; в этом углу, по преданию, зарыт гроб с золотом. В самой деревне, говорит предание, кладов бездна: есть, например, ключ, в который опущен кувшин с монетою каким-то поваром, унесшим деньги у барина. В недавнее время там выпахана ручка чугунного котла, а лет двадцать назад – котел с медною монетою. На погосте, между церковью и колокольней (где они стояли – неизвестно), были зарыты семь бочонков золота. Там уже рыли, но кроме гробов ничего не нашли. Отыскан еще и погреб, но и в нем ничего не найдено.
В версте от Соколова, говорит предание, есть колодезь с дубовым срубом; в нем сделаны палати, засыпанные сверху костями. Искатели клада нашли это место, докопались до костей, стали их выбрасывать, – вдруг что-то зашумело, – и из костей посыпались серебряные деньги. Они были спрятаны в подвязке из кожи, которая сгнила. По всей вероятности, эта находка со времен нашествия французов, – в колодец бросали их тела, не раздевая, и в подвязке, вместе с телом, брошены деньги. Я видел эти монеты, и несколько из них приобрел в свою собственность. Кроме рублей-крестовиков и – с портретом Екатерины II, все деньги иностранные. Найдено всего было семнадцать монет.
Много еще существует преданий о кладах, но все они кончаются тем, что клад по каким-то причинам не дается; то покажется и мчится на копателей тройка, то оторопь возьмет, то – вихрь и свист. Иногда клады будто бы вырывали, но, как только принесут домой, вместо денег оказывались уголья или пожухшие листья.
Татарские клады
Один татарин зарыл клад навечно у себя на дворе с таким приговором:
– Как стрела высоко улетит, так пусть клад в землю уйдет!
Так словно кто его на месте по голове ударил: он час без памяти лежал, и его согнуло в турий рог с того времени.
(Д. Садовников)
Когда русские басурманов прижали, говорят, их начальник велел в какой-то горе пещеру вырыть, а работать велел заставить, кого в плен забрал. Никуда их не пускал – кругом караул поставил.
Как кончили они рыть пещеру, он перво-наперво переколотил всех работников и туда же в пещеру заложил. Потом стал с караулом свое добро туда стаскивать. Почитай, полгода возили, вьючно все; много всякого добра было, а боле всего – золота да серебра. Сколько тыщ перевозили, что и не сосчитаешь.
Как свозили добро-то это, стал басурман думать: как бы ему караульные не напакостили, не растащили бы его добро – золото. И решил извести их всех. Пошел он в чисто поле, сбирал какой-то травы зловредной, наварил из нее похлебку да потом этой похлебкой-то и стал угощать своих караульных.
А самому чтобы не пропасть, стал он заместо хозяина будто угощать – обходить всех, вином поить. Недолго пришлось ему угощать: как поел народ, стало его корчить, и отдали все Богу души. Которые долго позамялись, тех басурман сам прикончил.
Как не осталось ни единого, давай он тихонько караульщиков в ту пещеру перетаскивать. Силен был он, хоть и басурман, не то что теперь народ, мухрый.
К вечеру покончил со всеми. Пещеру дерном завалил. Переночевал тут, а наутро все пообладил, чтобы неприметно было. Стала гора горой, ничем не разузнаешь. Побоялся басурман, как бы самому не забыть то место. Выкопал он в леске сосенку небольшенькую да и посадил у входа. А сосенка была корявая – сразу приметная.
Уехал басурман. Только, видно, Бог увидал, что много крови пролил басурман, и не дал веку сосенке. Сгинула она, засохла, ветром всю переломало, так что и неприметно стало, где росла.
Вот только соскучился басурманщик о своем добре и собрался поглядеть ту гору. Ездил, ездил он, не мог сыскать, а, говорят, около ее самой все кружал. Целый день кружал – ничего не вышло!
Тут он с горя да с досады и убился. Люди долго справлялись, куда делся он, – да так потом и забыли. А на месте-то, где сдохнул басурман, и трава не растет.
Кабы знать то место, может, и теперь сыскать можно было бы.
(С. Осокин)
* * *
Не сумел взять клад
Портной один на краю города у реки Камы жил; вода под самые стены подходила. Были у него работники. Вот раз идет он по базару и попадается ему чувашенин.
– Слушай, – говорит, – у тебя, портной, в доме клад есть.
Тот смеется:
– Где это?
– Да в хлеве, как войдешь, так направо, в углу, к реке.
– Врешь ты, – говорит, – все старый хрыч! Какой у меня клад?
– Нет, не вру. Отрой его – богат будешь!
– Ну, – говорит, – тебя! Вот выдумал!
И пошел домой.
– Ну, коли не хочешь, как хочешь. После каяться будешь, станешь меня искать.