Если на Западе феодализм впал в кризис в 14 веке и тогда же были самые крупные крестьянские восстания (были и в 15 веке, но меньше, т.к. жить стало лучше), то в Восточной Европе было наоборот: 14 век - расцвет и 15 век - кризис.
Население стало редким. Старые деревни немецких колонистов 13-14 веков в Польше опустели. Население Руси тоже упало на 25% за сто лет между Иваном Красным и Василием Темным. Поэтому крестьян пришлось прикреплять к земле.
На самом деле тенденции к крепостному праву были в Руси, Польше, Чехии, Восточной Германии уже в 12 веке. Но в 13-14 веках они прерывались. А в 15 веке наступило закрепощение. К концу этого века переход крестьян с места на место был везде ограничен или запрещен. Юрьев день у нас, законы о полном закрепощении в Польше и Тевтонском ордене.
Поэтому польская шляхта безжалостно гоняла крестьян на барщину почти всю неделю и продавала пшеницу на экспорт в Европу. Шляхтичи перевели и промышленные предприятия к себе в села. А города стали душить. Торговлю внешнюю отдали голландцам, внутреннюю евреям, а города в Польше разгромили и лишили всех прав. Города Тевтонского ордена были в 15 веке также разрушены поляками (кроме Кенигсберга), а потом уже прусские правители сами города додушили. В Восточной же Германии города разгромили гуситы. Они сожгли Берлин, Лейпциг, Нюрнберг и т.д. Так что Берлин с 15 до 17 века вообще был деревней.
В Польше кризис 15 века вылился в две войны с Орденом 1406-1411 и 1453-1466 годов и литовскую гражданскую войну 1430-1438 годов. Потом была стабилизация при Казимире IV (1440/48-1492).
В Чехии кризис вылился в гуситские войны, охватившие половину Германии, Австрию, часть Польши. В итоге этих войн большинство чехов погибли, а остальные успокоились. Потом была стабилизация при Иржи Подебраде.
В Венгрии после династической смуты стабилизация наступила при Матьяше Корвине (1458-1494), который сумел даже взять штурмом Вену.
В Молдавии - стабилизация при Штефане Великом.
Но стабилизация была временной. В 16 веке все эти страны, кроме Московии, впадут в разруху. О чем рассказано уже в книге Андерсона об абсолютизме, которую мы разбирали.