mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Еврейская АО - священная земля. Репортаж Йоэля Матвеева


Еврейская АО - священная земля. Репортаж Йоэля Матвеева

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ЕАО — земля священная

Сакральное пространство, некую райскую местность с давних времен люди ищут где-то на Востоке. А, может, ее и не нужно искать — она уже есть внутри каждого человека?

Что об этом говорят еврейские и русские предания и насколько они взаимосвязаны между собой рассказал писатель, поэт и журналист Йоэль Матвеев из Санкт-Петербурга

— В рациональном иудаизме есть понятие Святой земли как территории Израиля, — говорит Йоэль Матвеев. — Но если заглянуть в философскую еврейскую традицию, хасидские, мистические еврейские источники, то окажется, что понятие «священная земля» гораздо шире конкретной местности.

Так, о понятии Святой земли говорит один из крупнейших талмудических комментаторов XIII-XIV веков            р. Менахем Меири. Он считал, что все люди, живущие по духовным понятиям, находятся на одном уровне — и евреи, и христиане, и мусульмане. Все они — часть духовного Израиля, а их земля обладает таким же статусом, как Святая земля. Одним из таких мест он называл родной Лангедок — историческую область на юге Франции, являющуюся в те времена толерантной, межрелигиозной территорией. А самого раввина Йоэль Матвеев называет «духовным интернационалистом».

Дальнейшее развитие эта тема получила в XVIII и начале XIX веков.

— Один из первых хасидских раввинов говорил, что вся планета Земля — это макрокосмос, некий живой организм, подобный человеческому, — рассказывает Йоэль. — Если Земля Израиля — это сердце, то от него идут различной степени важности сосуды на другие территории. А первым признаком сакральности земли является наличие на ней праведных людей. Третий Любавичский ребе Цемах-Цедек рассмотрел эту тему еще шире. Когда у него спрашивали, стоит ли уезжать в Святую землю, многим он отвечал: «Делай обетованную землю здесь». То есть у любой местности есть потенциал стать святой.

Согласно Талмуду, всей нашей планете уготовано в будущие времена стать священной. А святость доступна каждому — возможно, она уже есть в нас самих, в наших снах, мыслях и т. д.

— В еврейский традиции существуют разной степени мистичности и фантастичности комментарии Священного Писания и легенды, — говорит Йоэль Матвеев. — Например, указание на то, что Святая земля — это остров, парящий в космосе. Есть хасидская легенда, которая встречается исключительно у еврейских цадиков, о райском острове на Крайнем Севере. Существует версия, что земной рай, в котором пребывали Адам и Ева, — это некое промежуточное пространство между миром материальным и духовным. Теоретически туда каким-то образом может попасть человек. Есть более сложные каббалистические концепции о параллельных мирах между райским садом и Землей, куда человек может проникнуть в определенном состоянии сознания. Вселенная не линейна, а зависит от нашего восприятия, сакральность в этом смысле соотносится с человеческой душой.

В прошлом году петербургская школа «ОРТ де Гинцбург» выпустила короткометражный телеспектакль по мотивам хасидской легенды о царе Давиде, вечно спящем в волшебном городе бессмертных Луз, — сценарий к нему написал Йоэль Матвеев. История имеет пересечения с легендами о короле Артуре, что неудивительно — романы об этом кельтском герое были очень популярны среди евреев и переводились на идиш. Каббалистические источники гласят, что «Ангел смерти» не в силах проникнуть в этот город и не имеет над ним никакой власти.

— Другое важное предание — о земле потомков Моисея, — отмечает Йоэль Матвеев. — Это средневековая еврейская легенда гласит, что, помимо двенадцати колен израилевых, было еще одно — особо праведное, бежавшее в библейские времена через какое-то облако и обитающее в загадочном пространстве, достигнуть которого просто так невозможно. Мне рассказывали байку, как в середине прошлого века один хасидский певец вместе с другими хасидами отправился в путешествие в Тибет в поисках Шамбалы. Он был убежден, что там и живут таинственные потомки Моисея. А в одном журнале на идише мне встречалось утверждение, что город бессмертных Луз не что иное, как Лхаса — историческая столица Тибета. Таким образом, мы видим примеры того, что уже в двадцатом веке хасиды пытались отыскать священное место не на Ближнем Востоке, а на Дальнем. Тот человек выпустил брошюру на идише «Голос провозглашающий». В ней он уходит еще дальше в своих размышлениях и утверждает, что якобы потомки Моисея, живущие в Шамбале, — есть те, кто управляют летающими тарелками. Это единственный мне известный хорошо написанный литературный пример хасидской уфологии.

Загадочная святая страна и тайна ее местонахождения будоражила воображение людей разных культур и верований. Шамбала, Агарта или Белый остров — мифические черты «чистой земли» повторяются в традициях разных культур и имеют одинаковые характеристики. Для одних это реально существовавшее царство, местонахождение которого будет найдено. По мнению других, эту страну нельзя ощутить физически, а только лишь в необычных состояниях сознания. Есть версия, что священная страна переместилась в тонкий мир и как бы блуждает над поверхностью земли. Повторение одинаковых сюжетов в мифах народов, значительно удаленных друг от друга, подсказывает вывод о едином источнике этих сведений. Весьма интересно, что географическое нахождение некоего сакрального места во многих случаях едино — это Восток.

Присутствует чудесная страна и в русском фольклоре. Так, в славянской мифологии некое подобие райского сада с невиданными деревьями и чудесными птицами называется Ирий. Широко известен благодаря «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина и бытовавший в народных сказаниях остров Буян.

— Интересно, что сотни лет назад люди верили, что это не просто сказка, а весьма конкретное место с волшебным деревом, в котором хранится секрет освобождения мира от зла, — говорит Йоэль Матвеев. — Город, подобный еврейскому мифическому Лузу, Китеж. Далекое и неведомое волшебное «тридесятое царство», которое в старину представлялось как нечто реальное. Неизвестно когда возникшая, но уже бытовавшая как минимум в семнадцатом веке в русском народе легенда о Беловодье — месте, где живут праведники и царит идиллия.

Беловодье еще называли «Страной справедливости и благоденствия», «Страной Запретной», «Страной Белых Вод и Высоких Гор», «Страной Светлых Духов». Легенда о ней особенной популярностью пользовалась в старообрядческом мире, где была широко распространена рукопись некоего инока Марка, повествующая о его паломничестве через Сибирь и пустыню Гоби в «Опоньское государство» посреди океана. По мере продвижения русских казаков на восток, так и не найденная земля блаженного Беловодья смещалась в представлении русских крестьян все дальше в неосвоенные территории. Об одном из таких путешествий рассказывает книга 1903 года издания «Путешествие уральских казаков в беловодское царство».

По мнению Йоэля Матвеева, предание о Беловодье имеет схожие черты с легендой о Шамбале, с еврейской историей о потомках Моисея, с мусульманскими и западноевропейскими текстами. И все источники указывают куда-то на Восток, причем на Дальний Восток.

— Мы, конечно, не можем утверждать, что где-то здесь действительно существует неоткрытая священная земля, — размышляет Йоэль Матвеев. — Но ведь и Биробиджан задумывался как некая утопия, в общем-то такая же, в поисках которой отправлялись в свое время казаки. А если соединить эту историю с тунгусскими легендами о Святой земле? Красивая связь, которую можно использовать в искусстве, творчестве, разного рода проектах межрелигиозного общения. Понятие «святая земля» относительно — все зависит от того, хотим ли мы видеть эту святость вокруг себя.

0

2

потомки Моисея, живущие в Шамбале, — есть те, кто управляют летающими тарелками

Вот это независимый автор на идише написал!

0

3

Беловодье, Опоньское царство и Еврейская АО

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Еврейская АО - священная земля. Репортаж Йоэля Матвеева


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно