mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » И. Кугридер и В. Чередников о Традиции.


И. Кугридер и В. Чередников о Традиции.

Сообщений 1 страница 30 из 37

1

«Традиционное общество понимается как тип социальной организации, радикально отличной от общества современного, характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Вторая его черта заключается в том, что оно предъявляет к своим членам совершенно иные требования, и главное из них — полностью подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.
Традиция (дословно: Предание) -- это, имхо, следование во всех важных вопросах внешнему священному авторитету. Для того, чтобы поставить собственные разум и совесть крайними судьями в церковных и богословских вопросах, необходимо сначала перестать бояться греха, «перерасти» покаяние. Говорят: "вернемся к истокам". Да никуда уже никто не вернется по тем же самым причинам. Поезд уехал. Тут осталась совсем другая порода людей.

И отсюда я вижу только два выхода:

1) Наша Традиция динамична, мы ее постоянно дорабатываем напильником. Тогда нужен центр, который контролирует движения напильника - папа, аятолла и т. п. А можно ли этому центру доверять?

2) Мы Традицию очень любим и даже иногда ходим в музей на нее смотреть. Ну вот это по крайней мере честно.
Вот смотрите: вся современность, с правовым демократическим государством, разделением властей, правами человека, наукой, техникой, медициной и проч. и проч. и проч. родилась из (расширенно понимаемой) Реформации, т.е. эмансипации личности от внешнего (церковного) авторитета и утверждения суверенных прав личных разума и совести. Но очевидно, что вся эта Реформация в своих истоках неразрывно связана с нежеланием каяться, нежеланием бороться с грехом в себе и смиряться (классический пример -- духовный переворот, случившийся с Лютером). Весь этот ход мысли задолго до предсказан св.отцами. Напр., у аввы Дорофея про непокорного монаха, который начал с отвержения авторитета игумена, а кончил отрицанием Бога.
Начать критиковать... а где тогда остановиться? Вот тут критикуем, а тут принимаем "изволилося Св.Духу и нам" как данность? Нелогично!
Но вот какой образ Бога принимать -- вычитанный "у Отцов", да, вычитанный, принятый на веру, умственный, не прочувствованный, пусть даже в некотором роде даже не органичный. Или выстраданный, прочувствованный, прожитый, свой, родной, но при этом насквозь выдуманный и противоречащий, в конечном итоге, Св.Писанию... Вот это -- какой образ Бога принимать, зависит от каждого, вне связи с "мистической одаренностью".
Даже если какой мистик что-то там ощутил, все равно он нуждается в сверке с внешним авторитетом, типа, не прелесть ли. И свободен от закона оказывается только превзошедший закон (см. преп. Иоанна Кассиана), т.е. перевыполнивший нормы законничества. Пока есть сомнения -- значит, подлинного богообщения еще не было. значит, надо пока пользоваться инструкциями, составленными «бывалыми людьми».
Главная проблема нашего времени не "богооставленность", а массовая утрата христианами страха Божия. Никто не хочет бояться Бога, целые "православные" богословские системы строятся для обоснования отсутствия этого спасительного страха (Бердяев -- ярчайший пример). Поэтому и не чувствуют Бога в жизни. Я думаю, что за то, чтобы еще в этой жизни быть с Богом, надо страшную цену заплатить. Либо оказаться в ситуации безвыходного страдания, когда только Бог может помочь вытерпеть, либо -- традиционная аскеза с отказом от своей воли, от своего человеческого достоинства, отдача себя в рабство духовнику, чтобы он меня "благочестиво умертвил".
Вот притча о жемчужине: купец продает все, чтобы ее заиметь. Можно ведь и такой смысл вычитать: а чем ты готов поступиться ради вечного спасения? Готов ты "принять методолгию", к которой у тебя душа не лежит?
Сказано в Писании: Унижающий себя возвысится. Тут именно важен момент смирения своего гордого разума. Так вот, если стоять наперекор разуму, наперекор очевидности, наперекор чувству собственного достоинства, тогда Бог наградит.
Так, возможно, и гуманистические святыни мешают интеллигенту принять страшное, монашеское, ожесточающее и обрубающее разум православие (если все эти его черты действительно по произволению свыше явились)...
А что подлинно человеческое, а что -- последствия грехопадения? Вот вопрос!
Одному открылось, а дальше вера от слышания...
Т.е. передача от учителя к послушнику...
Т.е. в конечном итоге -- чудо, тайна и авторитет.
В византийском православии отрицание "человеческого" достаточно жестко прописано.
Та же теория "добра падшего естества", доведенная до логического конца св.Игнатием Кавказским, достаточно укоренена в традиции.
Т.е. разум и совесть хороши только во время поисков Христа. А нашел -- будь добр отказаться в пользу послушания!
Как о. Г.Флоровский сформулировал: "Христианин должен руководствоваться всегда учением церкви, а не блуждать в потемках личной совести."
Проблема в том, что отечья аскетика, от аз-буки и до ижица-омега единственным средством от прелестной прелести видит послушание. Именно повиновение отцу духовному с отсеканием собственной и уже тем самым греховной, что собственной, воли --  это и есть последний ответ отечьей духовности  на вопрошания серебряного века. Бегство от свободы с целью избавления от неминуемой при тоей свободе ответственности (…). Ибо рек авва Пимен: "Наша воля есть медная стена между нами и Богом."
Послушание предполагает абсолютное недоверие себе, полный отказ от нравственного суждения.
"Свет мирянам -- иноки, свет инокам -- ангелы".
Отсюда равноангельский святорусский отказ от суждения.
Проблема крайне обостряется и усложняется до полной нераспутываемости тем, что свобода от обычного греха даруется только живущим согласно святоотеческому наследию. Да и вне святоотеческих жестких и противогуманистических форм возможна ли вера вообще?
Евангелие -- это только предисловие к корпусу творений свв. Отцов, а уж если есть у Отцов противоречия, так на то есть богословы, чтобы выявить consensus patrum, обязательный к исповеданию! Нежелание искать признания теми, кто исторически старше вас, -- гордость высшей пробы.
Думаю, что человеку, в силу падшести, Бог с Его заповедями не нужен и даже враждебен. Вот куда лучше вместо Бога самодельный идол! Идолу даже молиться можно, и не без удовольствия. Поэтому интеллигенты честно признают свою вражду с Богом Истинным и предпочитают оставаться вне Церкви. А кто хорошо умеет лицемерить и своего карманного идола выдавать за Христа, тот воцерковляется.
Гетерономная этика базируется на том, что человек не является законодателем. Как следствие, этика может содержать элементы, кажущиеся нам неприемлемыми, но которые мы должны исполнять. Гетерономная этика также предполагеает внешний суд, имеющим абсолютный приоритет перед судом собственной совести (по причине того, что внешний суд располагает совершенно реальными санкциями).
"Если права рабья ортодоксия, то я погиб." Но она права, ортодоксия, и, к сожалению, изначально -- она рабья. К сыновству путь ведет из рабства через наемничество, и никак иначе.
Если правы …, то не правы многочисленные святители и преподобные. Либо-либо. Но суровые анахореты творили чудеса, т.е. имеют реально что предъявить в подтверждение своих учительных полномочий. Святой потому и святой, что с Богом беседует, и ему свыше открыто бывает, что можно и что нельзя. Кроме того, поскольку собственный опыт и собственные оценки у меня на подозрении, я нахожу себя в условиях сильной неопределенности, а в таких условиях надежнее всего предположить самый худший сценарий...
Т.е. духовный отец есть господин не только действий, но и мыслей, чувств и оценок послушника (подробнее см. у св. Феофана Затворника в "Пути христианской жизни"). Но этим как раз для послушника исключается социальная функция интеллигента (думать, осмыслять, определять)!
Вот как, хотел бы я видеть, можно и аскетический -- святоотеческий! -- взгляд на человека принять в сердце, и "мужество мыслить" сохранить?!
Ведь "мыслить" тут однозначно будет гордостью, неминуемо ведущей к впадению в прелесть и к замене Бога идолом. Критический метод мышления, неотделимый от гуманизма, в корне противоречит принципу Предания, на котором только и может строиться догматика.
Не вырождается ли вера тут же в банальный (или не банальный, а хитрее замаскированный) афеизм? Гуманизм, не терпя над собой внешнего авторитета, сперва ополчается на чудеса, как на слишком уж веский, а потому неприличный аргумент. Сперва в житиях отцов-пустынников и жен непорочных (кто же в наш просвещенный век почитает жития достоверным историческим источником?), потом очередь доходит до евангельских чудес. Евхаристия начинает пониматься чисто символически ("Шмеман побоялся сделать последний логический шаг"). А потом и Воскресение Христово подвергается сомнению, и существование Господа Иисуса как Исторического Лица. Наконец, Сам Бог истончается до "символа основы жизни"... И гуманист гордо остается один на один с судом своей совести.
Но святоотеческое православие, имхо, прямо так вещи не называя, ведет человека путем ("послушание" -- это и есть подавление личности во славу Божию) к спасению через разрушение. Чтобы почувствовать милость Божию, надо сперва быть раздавленным Страхом!
Православие всегда было нетерпимо. Есть даже в Книге Правил канон, запрещающий дома хранить еретические книги под страхом отлучения. Надо быть честным и либо признать, что внешний авторитет всего главнее и необходимее, либо уж не пользоваться термином "православие". Реннессансно-просв. -- это генезис, а смысл тот, что авторитеты низвергаются. И коллизия тут -- война на уничтожение, возможно, взаимное. Когда человек отвергает столь неуместно опороченную Достоевским религию чуда, тайны и авторитета, это значит просто, что отвергающий слишком благополучен, у него всё слишком хорошо (от нихже первый есмь аз).
Вот и выходит не сыновнее следование учению Церкви, изложенному в катехизисе, а индивидуальный котохизис, составленный согласно собственному критическому разуму, т.е. уже протестантизм, пущай даже и восточного обряду.
Еще раз: я не говорю про то, "как всё на самом деле", а про должностную инструкцию. Когда следует самоизмышленному котохизису токмо для внутреннего употребления, то всего лишь простой еретик. А как начинает котопроповедовать -- сразу получается ажно целый ересиарх! Критическое мышление в религии -- смерть для нее.
Поэтому мышлению в области веры -- не место. Религия как связь человека с Богом может существовать только в формате, отвергнутом Достоевским: в преклонении перед Чудом, Тайной и Авторитетом.
Но этот факт ничего не говорит о религии, зато много говорит о разуме.
Разум разумом, но, допустим, есть где-то на земле святой старец, по чьей молитве исцеляются болезни, который своих чад предостерегает от поступков, кажущихся вполне невинными (а коли не слушаются, то предсказанные несчастья исполняются с ними в точности), который обличает тайные грехи, о которых не может ни знать, ни догадываться.
И этот чудотворец еще и учит.
О, что может быть оскорбительнее для человеческого разума, совести и свободы!
Думаю, что на прямой разговор с Богом мы можем рассчитывать вот когда. Сперва надо провести долгие десятилетия в покорности религии закона и авторитета. Если следование ей (в православной, католической или протестантской форме) привело к полной жизненной катастрофе, к пустыне вокруг, к отчаянию, тогда открывается возможность личного откровения. Если же еще есть силы каяться в том, что, дескать, «вязала в воскресенье», если жизнь под ярмом правил и запретов (подчас бессмысленных и бесчеловечных) хоть и тяжела, но возможна, надо продолжать жить религией закона, в которой Бог говорит с человеком через внешний авторитет. Пока не настал пoлный край, искать «личного общения» с Богом еще рано, имхо. Не ложен ничуть ожесточающий и оглупляющий, враждебный человеческой свободе и достоинству путь закона! Он очень даже полезен и необходим, но -- до некоей черты. До которой в течение жизни только меньшинство успевает дойти. До полной катастрофы и опустошения остается актуальным вопрос, а не прелесть ли всё это. Вот когда припечет по-настоящему, тогда все вопросы отпадают. Либо решение остается за «старцем», но это тоже внешний авторитет.
Спасение в том и состоит, что Бог перестает быть человеку враждебен.
Но объективно наступившее спасение от субъективного самоубаюкивания сладкими в сурожском стиле сказочками отличить практически невозможно. Есть, конечно, аскетика, но куда нам до нее!
Вот и остается страх как основа.
Если уж вольнодумствовать, то сошлюсь на К.Г. Юнга, который сказал: "Бога можно любить и необходимо бояться". Религия страха и рабства не "нами" создается, а сформулирована в творениях святых Отцов, их же и память святая Церковь почти ежедневно совершает. Это уже давно, хотим мы того или не хотим, часть Предания.
Перечитайте, к примеру, преп. Иоанна Кассиана. У него египетские пустынники прямо говорят, что живущие в миру (женатые и обладающие собственностью) -- подзаконны, а свободны от закона только превзошедшие закон, т.е. монахи».
Скомпоновал и отредактировал этого сетевого автора, и напомнило мне оно высказывание В. Чередникова: «пока мы называем себя традиционалистами, мы являемся самыми что ни на есть противниками Традиции». Возможно, что Валентин сделал такой вывод из сопоставимых (очень условно и приблизительно) воззрений.

0

2

Сожалею, что вряд ли смогу написать обдуманный ответ до ближайшего отъезда (хотя в голове он у меня есть и я постараюсь успеть). Разумеется, традиционалист - не то же самое, что человек Традиции. Людьми Традиции были мои дедушки и бабушки, но для меня это уже физически невозможно. Важно только помнить слова Эволы: в нынешнюю темную эпоху традиционализм может принести такие духовные дары, которых были лишены даже лучшие люди Традиции.

0

3

Очень внимательно слежу за письмами. Помню, у нас вышел тупик, что понимать под «закон и пророки до Иоанна». Ваш ответ меня, по правде говоря, не удовлетворил. Там утверждали, что хотя пророчество и остаётся, но как особый чин, пророков уже нет,  т  е , подводится итог ветхозаветному пророчеству; каковы же тогда условия новозаветного пророчества?  По-моему, если мы не подумаем об этом, то никуда не продвинемся. Позвольте напомнить, что в Предании Иоанн Креститель называется пророком. Можно предположить, что он отделяется от прежнего поколения, и относится к новому на основании 1) содержания проповеди; 2) образа жизни. Думаю, что толкования об этом:

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
«Иоанн пришел прежде того дня, проповедуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями превзошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя понуждают, совершая подвиг для венка вышнего призвания, как сказал святой Апостол».
«Что Я – грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходит ко Мне с усердием».
«Закон и пророки имели время до Иоанна» и хорошо так учили, потому что слушатели были тогда в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти по бесплотности, и проповедал Царствие Небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется Царствие Небесное. Поэтому желающие небес должны на земле усвоить себе нестяжательность».

По этой логике, надо сперва стать настоящим Христианином.  Подойти к заповедям во всей их суровости. Следовательно, пророчество в старом понимании, когда их не было, невозможно. И отсюда видно, пророк ты или нет. Если ты исполнил меру, ты живёшь, напр., как Иоанн Креститель, выше человеческих возможностей. Нет, ну, тогда не вполне ясно, кто ты есть, в конце концов. У нас есть формальные правила, кого должны считать православным, а кто таков по сути, открыто в Новом Завете. Допустить иначе, будет как раз возвратом к ветхозаветному времени. Если я хоть что-то понял, то такое заключение следует отсюда…

0

4

Еще о Калугине

0

5

Пророчества могут изрекать и не пророки, а хотя бы Валаамова ослица. Даже камень может заговорить и пророчествовать. Более того, даже бесы, хотя их "предсказания" всегда с долей лжи. Стало быть, личные качества и аскеза тут ни при чем вовсе.

0

6

Да, но я имел ввиду пророчество-учительство. Иоанна уже воспринимали пророком, поэтому «свидетельство от камней» было бы верным. В ВЗ были свои условия добротности пророчества, в НЗ они изменились.

0

7

Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря.

0

8

Путаница произошла из-за того, что в современном русском языке слово "пророчество" почти синонимично "предсказанию", а не "учительству". Ветхозаветные пророки же - нечто иное.
Кстати, мы еще не касались важнейшей проблемы о пророческом чине дохристианской эпохи для неевреев. Да, среди неевреев упомянут Мелхиседек, но остальные? Исламская традиция - еретическая ветвь христианской - учит, что пророки были у всех без исключения народов мира. Во всяком случае, йеменский пророк Худ (отождествляемый иногда с ветхозаветным Евером) и тем более зеленый Хизр - фигуры исторические.

0

9

Рассуждать о Хизре и Худе, с моей стороны, то же, что признаться, что их лично хорошо знаю (на самом деле, про Худа впервые слышу)… Об их историчности полагаюсь на Ваше мнение.

0

10

"Те, о которых мы только что говорили, могут быть названы «традиционалистами» в собственном смысле слова, то есть им присуще нечто вроде стремления или тенденции к традиции без всякого реального знания о ней; этим можно мерить все расстояние, отделяющее «традиционалистский» дух от истинного традиционного духа, который, напротив, по существу, предполагает такое познание и который, некоторым образом, имеет дело только с этим самым познанием.
Короче говоря, «традиционалист» является и может быть лишь простым «исследователем», и поэтому ему всегда угрожает опасность сбиться с пути, поскольку он не владеет принципами, единственно способными дать безошибочное направление; и естественно, что эта опасность будет тем большей, что он встретит на своем пути все эти ложные идеи, как бы большое число ловушек, производимых властью иллюзии, главный интерес которой состоит в том, чтобы помешать достичь истинного завершения его исследования.
...
Всякое «традиционалистское» направление, естественно, должно себя объявлять «антисовременным», но несомненно, оно не в меньшей степени может быть заражено современными идеями в более или менее ослабленной форме, но тем самым и труднее различимой, фактически же соответствующей, тем не менее, тому или иному этапу, проходимому этими идеями по ходу их развития; здесь невозможны никакие уступки, даже невольные и бессознательные, так как от начального момента до современного их завершения и даже еще по ту сторону от него все происходит и следует друг за другом неумолимым образом" (Царство количество и знамения времени).

Кем всё-таки был Генон, традиционалистом, или человеком традиции? Мне думается второе (масонской традиции).

0

11

Генон убедительно показал ложность претензий масонства быть традицией. См. Книжку Масонство и компаньонаж.
Он уже не человек Традиции с момента рождения, но примкнул к подлинной суфийской традиции формально с 1911,реально лишь после 1930.

Эвола считал путь инициации лишь одним из восьми!!! путей приобщения к традиции и предпочитал пути свободного исследования.

0

12

Не понимаю, что хорошего в этой позиции Эволы. Свободное исследование как раз модерн.  Мне кажется, что мир устал от этого.  И история дует в другую сторону. Вот тибетский буддизм, в чём его притягательность для западного ума, это в т  ч  строгая традиционность, «гуру-йога», единство доктрины и трансцендентального мистического опыта. Когда ось времени пойдёт в этом направлении, мобилизационный потенциал эволовского традиционализма будет ему уступать (просто версия, к-ю не возвожу в закономерность).

0

13

Кстати, отчаяние за собой вполне знаю, так что Максим тут всё очень чётко написал. благодарю за откровенность. Впрочем, мне сдаётся, и патриотов наших (и их) заносит, поэтому я пытаюсь увидеть другой вектор, который образовал бы более прочное место разнонаправленного действия.  Как в колорите важна гармония тёплых и холодных цветов, а в музыке высоких и низких нот, в нашем дискурсе хочется уравновесить силу движения и торможения, синтеза и анализа. Не касаясь каких-то конкретных событий, которые можно по-разному толковать, явление Державной иконы, например, хочется подумать над таким принципом, как радикальный субъект, который является максимумом движения и скорости. Когда её слишком много, возрастает неуверенность, ведь «механизм» хуже разворачивается, если возникает препятствие. Поэтому не совсем понимаю, что с тормозом. Есть ощущение, что о нём не хотят говорить. Хотя, вроде бы, должны быть какие-то запасные вариации маршрута, если вдруг мы почувствуем, что движемся как-то не совсем так, и не совсем туда. Здесь мне представляется, что радикальную субъективность стоит и покритиковать. Если правильно понимаю ситуацию, в антропологии свв отцов тень радикального субъекта называли «мнением».  «Мнение не допускает быть мнимому». Оно подвело дьявола.  С другой стороны, в их антропологии отношение к фантазии достаточно негативное, а как тогда быть творчеству? Видимо, как раз Традиция должна опосредовать канон и фантазию. Если этого не происходит, начинает перевешивать «инь», смутно-женственное, которое становится сверхактивным.  Мне представляется, что у Бердяева это есть, и у Дугина. А из полит. деятелей у Гитлера. Мнение, к-е «уходит в отрыв», по моему ощущению, дугинский радикальный субъект. И вообще, позиция романтиков. 
Дугин и Мамлеев говорят о необходимости погружения во тьму, потому что иначе её можно принять за свет; с другой стороны, тоже можно и делать с мыслями. Так сказать, умертвить их, чтобы ум был безстрастным. Иначе темнота как бы начинает сама обволакивать, как туман.  Дугин полагает, что его евразийство – «пророческая школа».  Если отбросить идею, что он сам оказался пророком, мне видится, что обучение должно быть более ясным в том плане, что свет, о к-м Вы пишете, должен освещать себя, и всё остальное. Нужна модель, которая не только исследовала бы какие-то области, но и себя. Радикальный субъект это медиум, но медиуму не нужна школа в его «функции» именно медиума. Поэтому, говоря о «школе»  я думаю, что нужно самоописание, ревизия, м. б., всего. Как мой учитель заметил, когда выставляешь свои работы, «умираешь». То есть, ты объективируешься, вытаскиваешь из своей живой тьмы на объективный (мертвый) свет, (в другую тьму). Приблизительно так понимаю высказывание А. Иванова о тотальной ревизии.
Иначе, пророческая школа есть, а где пророк? Приходится ждать, заранее предполагая, что он должен прийти. Пророчество о пророчестве. Но, пока его нет, традиция (по Генону) оказывается в приоритете перед свободным исследованием (по Эволе), у неё более ясный метод, более принципиальное погружение в свою тьму и  «разрыв уровня» (la rottura del livello). Даже если мысль правильна, воля больна (по отцам)... А это и мысль ставит под некоторое сомнение. Отсюда я вижу, что преподавание сакральных наук немыслимо иначе, как в традиции. Как имяславцы в аргументации опирались на «школу», а что их гнали, это с такой т  зр  не важно, поскольку они делали, как «умели», что считали необходимым.

Отредактировано Иван Чёрный (2015-10-28 06:30:33)

0

14

И вообще, позиция романтиков. 

Это ключевое. Вот с чего надо начать. Ненависть Флоровского к традиционализму и евразийству вызвана именно его ненавистью к романтизму, например.
Если без злобы и желчи, а по сути, то православную критику романтизма и геноновского традиционализма с позиций Лосева дал Прасолов. Мы его уже обсуждали. Мол, должен быть Бог - Абсолютный Субъект Традиции, а романтизм подменяет его индивидуальным субъектом + безличной Традицией.
Только что на русском вышел "Политический романтизм" Шмитта, где тот ругает романтиков за то, что для них главное - индивидуальная эстетика, в жертву которой они приносят любые политические взгляды (ср. с критикой Леонтьева в приложениях к "Столпу" Флоренского). Однако Шмитт ругает лишь немецких романтиков, а своих любимых классиков консерватизма де Местра, Бональда и Бёрка не считает романтиками - хотя объективно они были во многом близки к ним, и  30-летний Шмитт здесь передергивал.

Повлияли ли на Дугина классики романтизма напрямую? Нет. Лишь в этом году в новой книге о германском логосе он написал о них страниц десять - впервые в жизни хоть немного прочитав Новалиса, Тика, Шлегеля. Их прямыми наследниками у нас являются Микушевич и Фомин (сны которого не раз были очень схожи со снами Новалиса и Гофмана), а не Дугин.
Но косвенно - конечно, АГД всё-таки принадлежит и к их линии.

Дугин полагает, что его евразийство – «пророческая школа».
Где это? Нигде он такого не полагает. Нам и не нужны будущие пророки. Все уже есть - в прошлом.

То есть, ты объективируешься, вытаскиваешь из своей живой тьмы на объективный (мертвый) свет, (в другую тьму).
Бердяевщина, конечно, в чистом виде, хотя резон в этом есть.

Ну и еще одно.
К вопросу об отчаянии в последние времена и проч.
В "РС и его дубле", кажется, у АГД есть схема.
Что согласно христианству, благодаря цепочке апостольской преемственности и Таинствам тонкая нить, связующая человека с Истоком, с Богом - нить Традиции - не прервется до самого Конца, хотя и станет очень слабой.
Согласно же иным учениям, вроде исмаилизма, перед самым Концом (мира/цикла) все остатки Света, остатки Традиции полностью исчезают. Но когда кажется, что они исчезли совсем, вдруг появляется маленькая точка Света перед Концом. Это и есть РС.

0

15

Но косвенно - конечно, АГД всё-таки принадлежит и к их линии.
Может быть, всё-таки отчасти прямо через Юнга.  Но Д.  раскованнее его, например даже он боится Парацельса, а Дугин очень увлекается такими фаустовскими фигурами.  У Эволы много классичного, но сакральноведение как «свободное исследование в сакральном» это же супер-романтизм.

Где это? Нигде он такого не полагает.
http://www.arcto.ru/article/1527

Евразийство утверждает - все что говорит евразийство, все это абсолютная истина, это надо принимать без всяких критических размышлений, повторять, принимать и повторять (…) . Евразийское учение – это в первую очередь духовное учение, евразийство – это в каком-то смысле пророческая школа. (…) Мы же говорим обо всем абсолютно правильно (…). Евразийское духовное учение пророческое по своей сути. (…) Факт существования русского человека есть доказательство абсолютной, триумфальной правоты евразийства. И дальше он живет, как может или как хочет, но на самом деле подчиняясь нашей евразийской логике. В конечном итоге, смысл евразийства в том, что эта тоталитарная, абсолютная, жестко определяющая вас доктрина становится принципом вашей свободы.

Бердяевщина тут уже моя. Наверное, «объективация» не совсем верно. Когда ты что-то вынашиваешь или не показываешь, это как продолжение твоего тела. А когда отдаёшь на суд людей, «рождаешь» как отдельное от себя, рождение как смерть. Как бы позволяешь другим препарировать. Великий мастер может сомневаться в своём труде, интересоваться, как воспринимают. Отрешается от своих оценок и умения, убивает, ожидая, что «объективная идея» заговорит через окружающих. Как в Евангелии «если зерно не умрёт», и проч.. «Самоубийство» мысли – аскетизм. Я так понимаю, свободное исследование как способ обнаружения и утверждения достоверной духовной истины – обратное. Коль скоро в действительности совершенного знания нет, его достоверность ищется через веру и волю. Воля у недостигших просветления греховна, следовательно, знание неточно. Если гипотетическое знание возводится в сакральный закон, с Христианством, вроде, вяжется не очень, (образец «не Моя воля, но Твоя да будет»), обусловленная воля возводится в закон.   

Есть предсказания, что свидетели последних времён будут выше основоположников монашества (хотя «крылья будут слабее»). Учение Свт Игнатия Брянчанинова, что исчезнут настоящие наставники, что их практически нет, модель отношений старца и ученика сейчас другая, общей рецепции не получило. Насколько всё оскудевает перед Концом, достаточно открытый вопрос: есть т  зр , что «отнюдь не будут иметь монашеского делания», есть не столь категоричный подход, но вообще это слишком выше моего понимания. Мнение, что сейчас вовсе нет эзотерического ядра, легитимирующего творчество, не понятно. Т. е., это заранее знать трудно, можно предположить, что где-то, в менее важных областях так, где-то иначе.   
В дугинском РС есть момент, к-й все «знают», к-й «вписан» Предание, и другой, к-й в него заведомо не вмещается, который воспринимается лишь через транс.  Это больше чем творчество, поскольку уже не работает «неизменность (непротиворечивость) Традиции». Даже если по сути остаётся, мы не можем этого установить, РС потенциально гетеродоксален. Из его лекции в МГУ, думаю, это очевидно (либо, наоборот, путанно, но думать, что Д. выражается путанно, кажется наивным).

0

16

Учение свт. Игнатия Брянчанинова о том, что в наше время начинающие православный духовный путь должны учиться по письменным руководствам, а не сразу искать себе старца, на самом деле есть уже у преп. Нила Сорского.

Одна фраза со словом "пророческая" из пропагандистской речи 2005 г. не только ничего не доказывает (особенно без уточнения смысла слово "пророческая" здесь - ведь речь скорее идет о "пророках" прошлого, а не современных). но и если Вы сейчас спросите АГД, ездящего в Пустынь - то он точно скажет, что евразийство не есть пророческая религия, а он признает всю полноту Православия.

0

17

Учение свт. Игнатия Брянчанинова о том, что в наше время начинающие православный духовный путь должны учиться по письменным руководствам, а не сразу искать себе старца, на самом деле есть уже у преп. Нила Сорского.

Там ещё момент, что полное послушание ученика старцу в наше время невозможно, с чем афонские не согласны. Т. е., послушание мирян заведомо имеет ограничения, послушание монахов, как правило, нет.
Приведу странный пример. В житии св. Матроны рассказано, как архитектор не справлялся с заданием. Начальству не нравился проект, и для карьеры всё могло закончится. Она сказала «посмотрим творения великих мастеров», посозерцала, дала совет, и дело разрешилось. По совести, достоверность не подтверждаю, но рассказ ярко запомнился.     
Я полагаюсь на то, что Вы пишете о Дугине. Но доктрина РС существует сама по себе, больше её имел ввиду. Я писал, что она не инициатическая, и что инициатическое относится к самой сути Православия. Для Христианина окружающий мир и жив и мёртв. Слишком много мёртвого – уныние и бесовщина. Слишком много живого – розовуха, жеребячество и проч.. Поэтому я полагаю, что Христианская философия должна быть живой и «мёртвой», что наши мысли должны быть «убиты» (и перерождены).   

Мудрость Христианская должна быть чиста - чиста по ее источнику, по ее побуждениям и цели. (..). Деятельное нужно внимание для охранения сей чистоты от нечистых влияний несмиренного разума, который сам хочет быть источником истины; который не признает своих пределов пред бесконечным и непостижимым; который, истину вечную находя старою, имея побуждением   любопытство  и целью тщеславие, без разбора гоняется за новым и как руководительному началу следует духу времени, хотя бы это было время предпотопное; (…) Только в тихой, а не в волнуемой воде отражается образ солнца, только в тихой, не волнуемой страстями душе может отразиться высший свет духовной истины.

Какие выводы из этого мы можем сделать? Философия должна постоянно уточняться, но для этого ей надо относится к своему труду безпристрастно. «Уточнение» и есть схождение в свою тьму, но оно возможно при некотором «опознании» света. В Церкви пределом этого оказывается то Предание, к-е живёт в органическом единстве. Если мы так допустим, для философии РС, к-я уже есть помимо самого Дугина, начнутся проблемы. Для РС «самое интересное» - на краях и в щелях, в маргинальных слоях Предания, тогда как единство в ядре. Без пути к ядру необходимо по-протестантски полагаться на собственный разум, и есть риск принять случайное за истину. Философии остаётся двигаться сразу по двум направлениям – к периферии и к центру, но здесь уже путь инициации не лишь один из восьми путей приобщения к традиции, а сама суть. Инициация – отсечение от себя, отказ от субъектности, требование стать ничем. В философской инициации исследование не коим образом не «свободное». Как в Буддизме постижение истины в пустотности форм, так в Христианстве подразумевается мертвенность воли. Как Павел говорил, мир мёртв для него и он для мира. Это и значит погрузится в тьму своего мышления, чтобы постепенно светлое раскрылось безусловно и до конца. Без крайнего умаления воли Христианство непредставимо. Принцип «сила в немощи» . Вот поэтому, думаю, что метод Эволы не годится Христианам. Если они призваны идти на Голгофу, то как ум исключить отсюда?

0

18

Читал сейчас "Волшебную гору-12" 2006 г., там очень много ортодоксально-православных авторов было. Они все по-своему интерпретировали Генона. Больше всех плодовит был Александр Преображенский, который считает, что учение Генона об инициации полностью верно описывает обычное православие, а к другим традициям Генон-де это описание применил ошибочно. Прямо скажем, позиция крайне уязвимая.

Для РС «самое интересное» - на краях и в щелях, в маргинальных слоях Предания, тогда как единство в ядре. Без пути к ядру необходимо по-протестантски полагаться на собственный разум, и есть риск принять случайное за истину. Философии остаётся двигаться сразу по двум направлениям – к периферии и к центру, но здесь уже путь инициации не лишь один из восьми путей приобщения к традиции, а сама суть. Инициация – отсечение от себя, отказ от субъектности, требование стать ничем. В философской инициации исследование не коим образом не «свободное».
Здесь я с Вами согласен полностью. Про "свободное исследование" это жуткий ляп Эволы, который сам, к счастью, эту точку зрения последовательно не проводил и ей не следовал.

0

19

Прямо скажем, позиция крайне уязвимая.

Если А. Преображенский так пишет, важны его аргументы.
Про волю, кажется, скомканно написал – крайнее умаление тварной воли в вечном покое, в аскетизме – «отсечение», крайнее самоотрицание воли. Соответственно, аскетическая философия растёт постольку, поскольку учитывает единое мировоззрение аскетов: мера новизны – мера устойчивости в нём.

Но я по призванию любомудр и естествоиспытатель, какое же должно быть мое отношение к истине Откровения? - Не мечтай, что ты можешь создать мудрость, помышляй лучше, что мудрость может прийти и пересоздать тебя, и когда с Соломоном найдешь, что во множестве самодельной, неудовлетворяющей мудрости множество досады и только крушение духа (Еккл. 1:17-18), (…).

Т. е., гипотетичное научное и философское знание относительно мертво, п. ч. воля грешна; тем не менее, оно возможно, если произведена археологическая и «географическая» работа, обезпечивающая этот фундамент. Думается, что если есть противоречия в нём, выносить суждение рано. Нужно, скажем, обоснование, почему к мнению одной части святых мы примыкаем, от другой отказываемся, условно говоря, всеобщая «богословская цензура». В этом случае – комментарий, почему взгляд этих свв. больше соответствует Евангелию и Соборам. Или, что если о чём-то умалчивают, это точно известно. Отношение к инославию – если опираемся и на него, как это возможно. Так выжигается недостаточно органичное «мнение». Если говорить, допустим, об Оригене, его сочинениями пользоваться трудно потому, что в Богословии уже что-то взято оттуда, остальное анафематствовано Собором, к-й Максим Исповедник считал Восьмым Вселенским (хотя там и не было Царя).
Другой путь – если я предпочитаю что-то, мерой будет творческое вдохновение. Или, подтверждение лично мне более «приятными» мнениями отцов, подобранными достаточно случайно. Здесь есть подвох, будет ли такой подход Православным, или, скорее, гностическим. Потому что ум не «распинается», а действует, в принципе, по своей склонности. Здесь мне не совсем понятно, почему Вы, как будто, практически не признаёте «тотальную ревизию».

Отредактировано Иван Чёрный (2015-10-31 07:25:57)

0

20

Оригена анафематствовал 5й собор при Юстиниане вообще-то.
Статус вселенского имеют 10 соборов: апостольский, семь номерных, пято-шестой Трулльский и фотиев Константинопольский.

0

21

5 Собор - его самого и некоторые доктрины, а Латеранский всё, кроме того, что уже взято.

Насчёт статуса этого Собора, это касаемо его авторитетности, а не к тому, Вселенский он или нет. Насколько мне известно, в Богословии он принят.

0

22

Что за Латеранский? Было четыре католических Латеранских собора подряд в XII-XIII вв. - ясное дело, что к православию они отношения не имеют.

0

23

В октябре 649 г., по совету прп Максима Исповедника, вновь избранный Папа свт Мартин Исповедник созвал большой собор в Латеранском дворце, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Востока, среди них и сам Максим Исповедник, в работе которого  принял активное участие, и который приравнивал по значению к Вселенскому. Собор осудил монофелитство,  вопреки Константинополю, и его защитников, (перечислены и другие еретики, вместе с Оригеном, чьи труды были преданы анафеме до конца). За это Папа и прп Максим, были подвергнуты репрессиям от Императора Константа.
Отцы 6го Вселенского Собора согласились с вероисповеданием Папы Агафона, к-й явно опирался на Латеран в посланиях, предъявленных Собору, сказали, что «через Агафона говорил Пётр», и заявили, что тот уврачевал Константинопольскую Церковь. Впрочем, согласно учению Мартина, Римская кафедра была неповреждённой, кроме оговоренного периода, что имплицитно утверждало статус того Поместного Собора, к-й получается как бы предшественником 6го. Также для Максима Латеран всегда оставался незыблемым, несмотря на спорный формально-канонический статус (Император не санкционировал избрание Папы и низложил его), и его учеников.   
Агиографы свт Мартина пишут, что византийский экзарх подослал к нему убийцу, когда уже Латеранский Собор был созван,  но он ослеп, экзарх перешёл на сторону папы, и отложился от Империи. В то время арабы завоевывали Византию; монофелитство было задумано ради унии с армянами и несторианами. Соответственно, Император обвинил в крамоле свт Мартина, который, по логике Константинополя, должен был порвать с Равеннским экзархом, хотя он обезпечивал безопасность Рима. Прп Максим отверг обвинение в госизмене в адрес свт Мартина.

0

24

Впрочем, греческие отцы 6го Собора умолчали о свт Мартине и прп Максиме, а Римская сторона не стала настаивать на специальной реабилитации по икономическим соображениям. Поскольку в истории с монофелитством преобладали государственные интересы,  состояние Константинополя было неустойчивым, и оно возобладало потом опять.

По ходу дела прп Максима патриции били его, объяснив, что мы верим также, но народу не нужны эти тонкости. Тот полагал, что утаивание вероучения лишает освящения людей, "керигма" в его понимании: Бог всяческих объявил кафолическою Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него, назвав блаженным Петра за то, что он исповедовал Его.

0

25

Ну а про Оригена-то где?
В принципе, я согласен с формулировкой, что из Оригена осуждено всё то, что не вошло уже в общепринятое учение Церкви - но ведь вошло очень многое.
Понятно, что мы осуждаем буквальное понимание апокатастасиса, призывы к самооскоплению, не трактуем загробный суд на душой как сдачу экзамена по богословию и проч.
И всё-таки остаётся очень многое у Оригена, что вошло в золотой фонд Церкви и от чего мы не отрекаемся. Без ряда его ярких формулировок нельзя представить себе многое ни у позднейших святых, ни у новейших 19-20 вв. авторов-традиционалистов.

0

26

Вот свежий пример.
Вчера на фейсбуке один либераст, русофоб, пятоколонщик вдруг написал, что он ненавидит Оригена за то, что тот напоминает ему о другом пути, нежели неограниченный блуд. А либераст сей - ярый блудник.
Так что уж лучше Ориген, чем вот эти твари.

0

27

Гениальность Оригена в доказательствах не нуждается. Латеранского Собора у меня нет, поэтому могу только его цитировать по патрологу Ж.-К. Ларше (Христологический вопрос, есть в сети). Конечно, ради сугубой точности надо проверять.   

Если кто не отвергает и, в согласии со святыми отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные ими признанные отцы Церкви) отвергла и анафематствовала всместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: <...> Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых <...>. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков <...> : таковому человеку да будет анафема"

mahtalcar написал(а):

либераст, русофоб, пятоколонщик вдруг написал, что он ненавидит Оригена за то, что тот напоминает ему о другом пути, нежели неограниченный блуд.

Конечно, показательно. С другой стороны, может правда, что в Ватикане сейчас гораздо более матёрые друзья на нём сидят?

0

28

Для романтического сознания новизна это чуть ли не всё, тогда как в церковной проповеди, скорее, подозрительное и «субъективное», любопытство не поощряется, а тяга к новшествам менее того.  Гностическому идеологу сперва что-то кажется, потом провозглашает как некое творческое дерзание. А Писание тут не утешает: «нынешнее наше знание - какое-то темное, а тогда будет яснейшее. Ибо, говорит, видим ныне в зеркале. Потом, поскольку зеркало довольно отчетливо показывает (…), присовокупил: гадательно, дабы с наибольшей точностью показать неполноту этого знания».  «Видим ныне, как чрез зеркало в загадке, в совершенном же состоянии будет истина, - что и означает: лицем к лицу». «…будущая цель деятельного любомудрия как бы смутно угадывается в обладающих зеркалом. А гадание есть проявление первообраза того, что постигается умом при ведении. (…) «И всякое здешнее ведение горнего, по сравнению с будущим, есть гадание, имеющее отражение истины, а не саму истину, которой предстоит стать явной в будущем.  (…) гадание проявляет тайну созерцательного».
Получается, что того в нас, кто думает, что что-то знает, надо именно убить, это не только инициация, но безпристрастность. В том, что думаем и говорим, движение ума, а покой в том, чтобы кропотливо соотносить со «старшими», и относится к этому, как будто это не мы. Отношение к философии не «параноидальное», но «шизофреническое». Это жертвоприношение разума, а где будет труп, там соберутся орлы.     
Вообще, разве традиционализм предполагает какой-то самостоятельный гнозис? Он сродни поэзии, а «поэты много лгут»; можно представить традиционализм, к-й действительно стремится исключить субъективное. Есть аскетическое правило, если молодёжь залезает на небо, надо её взять за ногу, и сбросить. В науке есть нечто подобное, важен принцип рефератности, архивности, достаточности материала. Может даже оказаться, что чем более в традициях стоит тема преображения, тем более дисциплинарности в подаче доктрины. Кому то покажется нетворческим, кому-то наоборот. Большинство трудов по нынешнему традиционализму, к-е я видел, самореферативны, они, ссылаются на традиционалистов же. Не является ли это недостатком, или даже какой-нибудь «методической ересью»?

0

29

Большинство трудов по нынешнему традиционализму, к-е я видел, самореферативны, они, ссылаются на традиционалистов же. Не является ли это недостатком, или даже какой-нибудь «методической ересью»?

Сомнительное утверждение. Генон, Эвола и тем более Кумарасвами и Элиаде ссылаются на все исторические источники подряд. Кумарасвами легко сплетал предложения из разрозненных цитат, например, Платона, апостола Павла, Эриугены и Шанкары. Кроме текстов, крайне важную роль играют у них ссылки на священные изображения, обряды, символы - т.е. нетекстовые источники.
Современные традиционалисты могут ссылаться как на всё это (как это делает Александр Иванов, привлекая богатую совокупность и православных, и языческих материалов, или те же Александр Преображенский, Юрий Соловьев), так и на предыдущих классиков (как это делает Глеб Бутузов).

Для романтического сознания новизна это чуть ли не всё

Во-первых, в традиционализме не карикатурном, а подлинном всё новое - это и есть позабытое древнее и изначальное. По сути так уже и в романтизме XIX века было. Во-вторых, "се, Я творю всё новое" - это сказал Тот же Самый, кто "не нарушить пришел, но исполнить".

0

30

Насчёт Оригена – пруд пруди информации и без Соборов. Можно дать выборку, но в сети этого много и так.     
Про Элиаде убежден, слишком интеллектуальный кабинетный учёный. Как-то гармонично-холодно по духу. Помните, как Карпец про платоников написал, вот это оно и есть, по моим впечатлениям. У Элиаде ком неподвижно-цикличного бытия, к-е не преображается ни в светлую, ни в тёмную сторону.
Свидетельства, что он был экуменистом и ни к одной из конфессий безусловно не принадлежал имеются, обратного не встречал.
Насчёт древнего материала. Если масоны числят Генона за своего, стало быть это не «звон». Можно заранее составить систему, и фактов в неё собирать сколько угодно. Плохого в этом нет, если такой склад ума, и не претендуют на абсолютную истину. Но когда сами претендуют, здесь модерн с верой в самостоятельный разум, что может и под Традицию мимикрировать. Если у масонов нет прямой связи с древними обществами, или пророчества, так и получается, модерн, но обращённый как в будущее, так и в прошлое, «традиционалистический модерн».     
Генон, Эвола, Кумарасвами и Элиаде универсалисты (перенниалисты). Исторически универсализм охватывает только часть традиций, и ему представляет альтернативу догматизм, можем назвать традиции, где не было перенниалистических идей (кстати, неправда, что догматизм порождение семитского ума, на востоке он тоже вполне есть).  Смешивание перенниализма и догмы - «насилие» над последней, перенниализм ей чужероден, и если он хочет привести её к согласию, не сможет. Изнутри догматической традиции, такая попытка – модернизм, безотносительно, древняя это истина, или современная. Что касается любого «новшества». Важно это триумфальное провозглашение истины, найденной автономным от школы разумом. Здесь может быть много материала, но он недостаточен, потому что отрывается от контекста, а контекст сама она. И наоборот, если действительно не порываем со школой, мы обязаны в любом вопросе её выслушать, скрупулёзно собрать голоса за и против, и, если хотим что-то найти, к одному присоединиться, другое опровергнуть. Или установить, что одна позиция принята, другая нет. Или обнаружить, что школа об этом действительно молчит, тогда можем что-то мыслить как гипотезу. Иначе предосудительный (в т. ч. канонически) волюнтаризм. Как сказал мудрец, «муж, прошедший великое поражение, имеет полноту свойств». Разве Вы не хотите поставить свой ум под этот риск, пустить мысли по лезвию ножа?     

Во-вторых, "се, Я творю всё новое" - это сказал Тот же Самый, кто "не нарушить пришел, но исполнить".

Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; (...).

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » И. Кугридер и В. Чередников о Традиции.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно