«Традиционное общество понимается как тип социальной организации, радикально отличной от общества современного, характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Вторая его черта заключается в том, что оно предъявляет к своим членам совершенно иные требования, и главное из них — полностью подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.
Традиция (дословно: Предание) -- это, имхо, следование во всех важных вопросах внешнему священному авторитету. Для того, чтобы поставить собственные разум и совесть крайними судьями в церковных и богословских вопросах, необходимо сначала перестать бояться греха, «перерасти» покаяние. Говорят: "вернемся к истокам". Да никуда уже никто не вернется по тем же самым причинам. Поезд уехал. Тут осталась совсем другая порода людей.
И отсюда я вижу только два выхода:
1) Наша Традиция динамична, мы ее постоянно дорабатываем напильником. Тогда нужен центр, который контролирует движения напильника - папа, аятолла и т. п. А можно ли этому центру доверять?
2) Мы Традицию очень любим и даже иногда ходим в музей на нее смотреть. Ну вот это по крайней мере честно.
Вот смотрите: вся современность, с правовым демократическим государством, разделением властей, правами человека, наукой, техникой, медициной и проч. и проч. и проч. родилась из (расширенно понимаемой) Реформации, т.е. эмансипации личности от внешнего (церковного) авторитета и утверждения суверенных прав личных разума и совести. Но очевидно, что вся эта Реформация в своих истоках неразрывно связана с нежеланием каяться, нежеланием бороться с грехом в себе и смиряться (классический пример -- духовный переворот, случившийся с Лютером). Весь этот ход мысли задолго до предсказан св.отцами. Напр., у аввы Дорофея про непокорного монаха, который начал с отвержения авторитета игумена, а кончил отрицанием Бога.
Начать критиковать... а где тогда остановиться? Вот тут критикуем, а тут принимаем "изволилося Св.Духу и нам" как данность? Нелогично!
Но вот какой образ Бога принимать -- вычитанный "у Отцов", да, вычитанный, принятый на веру, умственный, не прочувствованный, пусть даже в некотором роде даже не органичный. Или выстраданный, прочувствованный, прожитый, свой, родной, но при этом насквозь выдуманный и противоречащий, в конечном итоге, Св.Писанию... Вот это -- какой образ Бога принимать, зависит от каждого, вне связи с "мистической одаренностью".
Даже если какой мистик что-то там ощутил, все равно он нуждается в сверке с внешним авторитетом, типа, не прелесть ли. И свободен от закона оказывается только превзошедший закон (см. преп. Иоанна Кассиана), т.е. перевыполнивший нормы законничества. Пока есть сомнения -- значит, подлинного богообщения еще не было. значит, надо пока пользоваться инструкциями, составленными «бывалыми людьми».
Главная проблема нашего времени не "богооставленность", а массовая утрата христианами страха Божия. Никто не хочет бояться Бога, целые "православные" богословские системы строятся для обоснования отсутствия этого спасительного страха (Бердяев -- ярчайший пример). Поэтому и не чувствуют Бога в жизни. Я думаю, что за то, чтобы еще в этой жизни быть с Богом, надо страшную цену заплатить. Либо оказаться в ситуации безвыходного страдания, когда только Бог может помочь вытерпеть, либо -- традиционная аскеза с отказом от своей воли, от своего человеческого достоинства, отдача себя в рабство духовнику, чтобы он меня "благочестиво умертвил".
Вот притча о жемчужине: купец продает все, чтобы ее заиметь. Можно ведь и такой смысл вычитать: а чем ты готов поступиться ради вечного спасения? Готов ты "принять методолгию", к которой у тебя душа не лежит?
Сказано в Писании: Унижающий себя возвысится. Тут именно важен момент смирения своего гордого разума. Так вот, если стоять наперекор разуму, наперекор очевидности, наперекор чувству собственного достоинства, тогда Бог наградит.
Так, возможно, и гуманистические святыни мешают интеллигенту принять страшное, монашеское, ожесточающее и обрубающее разум православие (если все эти его черты действительно по произволению свыше явились)...
А что подлинно человеческое, а что -- последствия грехопадения? Вот вопрос!
Одному открылось, а дальше вера от слышания...
Т.е. передача от учителя к послушнику...
Т.е. в конечном итоге -- чудо, тайна и авторитет.
В византийском православии отрицание "человеческого" достаточно жестко прописано.
Та же теория "добра падшего естества", доведенная до логического конца св.Игнатием Кавказским, достаточно укоренена в традиции.
Т.е. разум и совесть хороши только во время поисков Христа. А нашел -- будь добр отказаться в пользу послушания!
Как о. Г.Флоровский сформулировал: "Христианин должен руководствоваться всегда учением церкви, а не блуждать в потемках личной совести."
Проблема в том, что отечья аскетика, от аз-буки и до ижица-омега единственным средством от прелестной прелести видит послушание. Именно повиновение отцу духовному с отсеканием собственной и уже тем самым греховной, что собственной, воли -- это и есть последний ответ отечьей духовности на вопрошания серебряного века. Бегство от свободы с целью избавления от неминуемой при тоей свободе ответственности (…). Ибо рек авва Пимен: "Наша воля есть медная стена между нами и Богом."
Послушание предполагает абсолютное недоверие себе, полный отказ от нравственного суждения.
"Свет мирянам -- иноки, свет инокам -- ангелы".
Отсюда равноангельский святорусский отказ от суждения.
Проблема крайне обостряется и усложняется до полной нераспутываемости тем, что свобода от обычного греха даруется только живущим согласно святоотеческому наследию. Да и вне святоотеческих жестких и противогуманистических форм возможна ли вера вообще?
Евангелие -- это только предисловие к корпусу творений свв. Отцов, а уж если есть у Отцов противоречия, так на то есть богословы, чтобы выявить consensus patrum, обязательный к исповеданию! Нежелание искать признания теми, кто исторически старше вас, -- гордость высшей пробы.
Думаю, что человеку, в силу падшести, Бог с Его заповедями не нужен и даже враждебен. Вот куда лучше вместо Бога самодельный идол! Идолу даже молиться можно, и не без удовольствия. Поэтому интеллигенты честно признают свою вражду с Богом Истинным и предпочитают оставаться вне Церкви. А кто хорошо умеет лицемерить и своего карманного идола выдавать за Христа, тот воцерковляется.
Гетерономная этика базируется на том, что человек не является законодателем. Как следствие, этика может содержать элементы, кажущиеся нам неприемлемыми, но которые мы должны исполнять. Гетерономная этика также предполагеает внешний суд, имеющим абсолютный приоритет перед судом собственной совести (по причине того, что внешний суд располагает совершенно реальными санкциями).
"Если права рабья ортодоксия, то я погиб." Но она права, ортодоксия, и, к сожалению, изначально -- она рабья. К сыновству путь ведет из рабства через наемничество, и никак иначе.
Если правы …, то не правы многочисленные святители и преподобные. Либо-либо. Но суровые анахореты творили чудеса, т.е. имеют реально что предъявить в подтверждение своих учительных полномочий. Святой потому и святой, что с Богом беседует, и ему свыше открыто бывает, что можно и что нельзя. Кроме того, поскольку собственный опыт и собственные оценки у меня на подозрении, я нахожу себя в условиях сильной неопределенности, а в таких условиях надежнее всего предположить самый худший сценарий...
Т.е. духовный отец есть господин не только действий, но и мыслей, чувств и оценок послушника (подробнее см. у св. Феофана Затворника в "Пути христианской жизни"). Но этим как раз для послушника исключается социальная функция интеллигента (думать, осмыслять, определять)!
Вот как, хотел бы я видеть, можно и аскетический -- святоотеческий! -- взгляд на человека принять в сердце, и "мужество мыслить" сохранить?!
Ведь "мыслить" тут однозначно будет гордостью, неминуемо ведущей к впадению в прелесть и к замене Бога идолом. Критический метод мышления, неотделимый от гуманизма, в корне противоречит принципу Предания, на котором только и может строиться догматика.
Не вырождается ли вера тут же в банальный (или не банальный, а хитрее замаскированный) афеизм? Гуманизм, не терпя над собой внешнего авторитета, сперва ополчается на чудеса, как на слишком уж веский, а потому неприличный аргумент. Сперва в житиях отцов-пустынников и жен непорочных (кто же в наш просвещенный век почитает жития достоверным историческим источником?), потом очередь доходит до евангельских чудес. Евхаристия начинает пониматься чисто символически ("Шмеман побоялся сделать последний логический шаг"). А потом и Воскресение Христово подвергается сомнению, и существование Господа Иисуса как Исторического Лица. Наконец, Сам Бог истончается до "символа основы жизни"... И гуманист гордо остается один на один с судом своей совести.
Но святоотеческое православие, имхо, прямо так вещи не называя, ведет человека путем ("послушание" -- это и есть подавление личности во славу Божию) к спасению через разрушение. Чтобы почувствовать милость Божию, надо сперва быть раздавленным Страхом!
Православие всегда было нетерпимо. Есть даже в Книге Правил канон, запрещающий дома хранить еретические книги под страхом отлучения. Надо быть честным и либо признать, что внешний авторитет всего главнее и необходимее, либо уж не пользоваться термином "православие". Реннессансно-просв. -- это генезис, а смысл тот, что авторитеты низвергаются. И коллизия тут -- война на уничтожение, возможно, взаимное. Когда человек отвергает столь неуместно опороченную Достоевским религию чуда, тайны и авторитета, это значит просто, что отвергающий слишком благополучен, у него всё слишком хорошо (от нихже первый есмь аз).
Вот и выходит не сыновнее следование учению Церкви, изложенному в катехизисе, а индивидуальный котохизис, составленный согласно собственному критическому разуму, т.е. уже протестантизм, пущай даже и восточного обряду.
Еще раз: я не говорю про то, "как всё на самом деле", а про должностную инструкцию. Когда следует самоизмышленному котохизису токмо для внутреннего употребления, то всего лишь простой еретик. А как начинает котопроповедовать -- сразу получается ажно целый ересиарх! Критическое мышление в религии -- смерть для нее.
Поэтому мышлению в области веры -- не место. Религия как связь человека с Богом может существовать только в формате, отвергнутом Достоевским: в преклонении перед Чудом, Тайной и Авторитетом.
Но этот факт ничего не говорит о религии, зато много говорит о разуме.
Разум разумом, но, допустим, есть где-то на земле святой старец, по чьей молитве исцеляются болезни, который своих чад предостерегает от поступков, кажущихся вполне невинными (а коли не слушаются, то предсказанные несчастья исполняются с ними в точности), который обличает тайные грехи, о которых не может ни знать, ни догадываться.
И этот чудотворец еще и учит.
О, что может быть оскорбительнее для человеческого разума, совести и свободы!
Думаю, что на прямой разговор с Богом мы можем рассчитывать вот когда. Сперва надо провести долгие десятилетия в покорности религии закона и авторитета. Если следование ей (в православной, католической или протестантской форме) привело к полной жизненной катастрофе, к пустыне вокруг, к отчаянию, тогда открывается возможность личного откровения. Если же еще есть силы каяться в том, что, дескать, «вязала в воскресенье», если жизнь под ярмом правил и запретов (подчас бессмысленных и бесчеловечных) хоть и тяжела, но возможна, надо продолжать жить религией закона, в которой Бог говорит с человеком через внешний авторитет. Пока не настал пoлный край, искать «личного общения» с Богом еще рано, имхо. Не ложен ничуть ожесточающий и оглупляющий, враждебный человеческой свободе и достоинству путь закона! Он очень даже полезен и необходим, но -- до некоей черты. До которой в течение жизни только меньшинство успевает дойти. До полной катастрофы и опустошения остается актуальным вопрос, а не прелесть ли всё это. Вот когда припечет по-настоящему, тогда все вопросы отпадают. Либо решение остается за «старцем», но это тоже внешний авторитет.
Спасение в том и состоит, что Бог перестает быть человеку враждебен.
Но объективно наступившее спасение от субъективного самоубаюкивания сладкими в сурожском стиле сказочками отличить практически невозможно. Есть, конечно, аскетика, но куда нам до нее!
Вот и остается страх как основа.
Если уж вольнодумствовать, то сошлюсь на К.Г. Юнга, который сказал: "Бога можно любить и необходимо бояться". Религия страха и рабства не "нами" создается, а сформулирована в творениях святых Отцов, их же и память святая Церковь почти ежедневно совершает. Это уже давно, хотим мы того или не хотим, часть Предания.
Перечитайте, к примеру, преп. Иоанна Кассиана. У него египетские пустынники прямо говорят, что живущие в миру (женатые и обладающие собственностью) -- подзаконны, а свободны от закона только превзошедшие закон, т.е. монахи».
Скомпоновал и отредактировал этого сетевого автора, и напомнило мне оно высказывание В. Чередникова: «пока мы называем себя традиционалистами, мы являемся самыми что ни на есть противниками Традиции». Возможно, что Валентин сделал такой вывод из сопоставимых (очень условно и приблизительно) воззрений.