Вот она эта статья. Нашел.
Роль религиозного нонконформизма в революционных движениях России и Китая
Share on vkShare on facebookShare on mymailruShare on favoritesShare on twitterShare on googleMore Sharing Services
0
Опубликовано Лев Каждан в Пнд, 30/03/2009 - 13:13
Роль религиозного нонконформизма в революционных движениях евразийских государств России и Китая.
В статье «Беловодье-Опоньское Царство» мы уже говорили о том,что волшебные земли и в старообрядческой,и в даосской мифологии находятся в горах.Согласно Рене Генону (Рене Генон, «Символы священной науки»,М., «Беловодье»,1997,стр.243-248)гора в Традиции-это символ Золотого Века,т.к.нисхождение с нее направлено вниз,а современный мир по сравнению с Золотым Веком-это и есть духовный низ.Тем самым и миф о Беловодье,и миф о Пэньлае в равной мере зашифровывают в себе идею возврата к Сатья-Юге.Этим обьясняются и все остальные подмеченные нами сходства:волшебные страны доступны только мистикам,т.к.только они могут преодолеть в себе кали-югическую природу,а цари этих стран-это цари Сатья-Юги,цари-хамса,которые в корне отличаются от царей-кшатриев эпохи деградации.Вот почему для даосской и старообрядческой традиций была характерна революционность,о чем и пойдет речь в данной статье.
А. А. Маслов пишет, что китайский «император обращался к небу с сердечной молитвой, в результате чего устанавливалась прямая связь и Небо ниспосылало дэ» - частичку Дао, которая полагалась императору, чтобы править страной (Маслов, 2002, стр. 20-21).
В «Дао дэ цзине» об этом сказано так: «Тот кто становится государем, следует небу. Тот, кто следует небу, следует дао. Тот, кто следует дао, вечен и до конца жизни такой государь не будет подвергаться опасности» (Дао дэ цзинь, стр. 37), но если государь не следут Дао, то Небо убирает его.
По даосским повериям, император теряет дэ, после чего небо убирает его с престола, насылая на страну различные бедствия, которые не прекращаются до тех пор, пока он не уйдет (Торчинов, с.104-112). Именно такие представления послужили причиной гибели династии Хань (Кравцова, 1999, стр. 246). Посланные Цинь Шихуанди экспедиции на Пэн-лай, безусловно свидетельствовали о широком распространении даосизма в эпоху династии Цинь. А для эпохи Хань таким доказательством являются бошаньлу в южном Китае,где процветали породившие даосизм шаманские культы. В другом месте Кравцова (1994, стр. 68) указывает, что даосизм возник в южном Китае, когда его всю территорию занимало царство Чу. Она же сообщает о том, что, хотя и идея даосского бессмертия, достигаемого с помощью эликсиров и медитационных практик, и бессмертных сяней, и острова Пэнлай, где они живут возникла в Восточном Китае, первые алхимические эликсиры были приготовлены на основе того же золота, что и монеты царства Чу.
Из сказанного следует, что даосизм появился в эпоху Чжаньго «Борющихся Царств», в число которых, в частности, входили Цинь и Чу (тогда же появилась и даосская алхимия) и расцвел при династии Цинь и затем при династии Хань. Многие патриархи даосизма, в том числе Чжуан-цзы и Ле-цзы, жили в эпоху Чжаньго, тяготы которой заставили их призывать к полному неучастию в политической жизни (Вонг, 2001, стр. 38-43). Чжуан-цз жил в царстве Чу (там же, стр.32). А в 13 главе «Чжуан-цзы» (стр.328333) фигурирует царь Чу, умерший в 266 г. до н.э., то есть за 43 года до падения своего царства (Малявин, 2001,стр. 74). В это жн время жили и другие патриархи даосизма: Лао Лай Цзы (Маслов, б.г., стр. 73-79), Лао Пэн, он же Пэн-Цзы (там же, стр. 79-83) и т.д. А. А. Маслов (б.г., стр. 13-22) полагает, что все это неслучайные совпадения: ведь основателями даосизма могли быть только люди с высоким интеллектуальным потенцалом. Интеллектуалов в Китае называли «ши» - «ученый муж». Учеными же мужами становились большей частью разорившиеся аристокаты, которым нужна была компенсация на духовном уровне за потери в материальной сфере. Поэтому даосизм формировался именно в эпоху Чжаньго, когда более сильные борющиеся царства поглощали более мелкие, и аристократия завоеванных царств уступала места аристократии царств-завоевателей. Как и все «ци сюнь» («сильнейшие царства») царство Чу имело свой слой «ши», который возник из разорившейся аристократии покоренных земель. Чусские ши внесли наибольший вклад в историю китайской культуры: среди представителей «ши» были Лао-цзы и Конфуций, а также Лао Пэн, Лао Лай-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, равно как и многие конфуцианцы (Мэн-цзы, Мо-цзы и др.).
Биография Лао-цзы была типичной биографией ши. Он родился в царстве Чень, которое чусцы завоевали в 535 г. до н.э. О его роде ничего неизвестно, за исключением того, что это был Чэньский аристократический род, который разорился в результате чусского завоевания. Тяжелое материальное положение семьи не помешало будущему автору «Дао дэ цзина» получить хорошее образование (Маслов, б.г., стр. 83-96). Биография Лао-цзы закнчивается его уходом на запад: дорога на запад из южного Китая – это путь в Индию через Персию, который в то время был единственно возможным, так как путь через Тибет пролегал через непроходимые Гималаи. Целью путешествия Лао-цзы, вероятно, было ознакомление с индуистскими идеями. В Индии его, скорее всего, и застигла смерть, ибо, по преданию, он уже никогда не вернулся в Китай. Становление даосизма в качестве государственной религии Китая началось при Цинь Шихуанди и завершилось при династии Хань (Вонг, 2001, стр. 46-54).
Е. А. Торчинов (1987, стр. 102-122) перечисляет восстания эпохи Лю Чао (следующих после Хань Шести Династий): восстание Ля Бабая, Ли Сюна и Фань Чаньшеня, Ли Цзиньиня и Ли Гао, Тан Би и Ли Хуна. Кроме того, было много восстаний, вызванных легендами о восрешении основателя даосизма Лао-цзы, которого Небо якобы послало убрать лишенную дэ династию. Эти воскрешения Лао-цзы доставляло много хлопот императорам эпохи Лю Чао. Во многом появление этих восстаний было вызвано народным культом Лао Цзы (Маслов, б.г., стр. 54-60). Обращает на себя внимание большое число представителей рода Ли среди предводителей восстаний эпохи Лю Чао: согласно преданиям это была изначальная фамилия Лао Цзы (там же, с. 64-73).
Все это поразительно напоминает русских старообрядцев,для которых никонские «новины» были практически тем же, что и утрата дэ для китайских повстанцев, т.е. поводом более не считать власть благодатной и вести против нее борьбу. В первую очередь такой подход был характерен для бегунского и часовенного согласов.
Именно в часовенном согласе (wwwrda.evrazia.org) врепрвые рождается термин «кадровые». Он используется в качестве презрительной клички для тех, кто служит в системе государства Антихриста. Кадровых часовенники считали его прямыми слугами. Для бегунов и часовенников характерно презрение к власти кадровых в любом ее варианте. В XIXвеке русский путешественник по старообрядческому Северу В. Н. Шайнов давал следующий совет попавшему в их деревню путнику на тему о том, как получить ночлег: «... разубедите хозяина в том, что вы чиновник...»[1].
Деревни. Где компактно проживали бегуны, были метами постоянных крестьянских бунтов. В наибольшей степени прославилось этим село Сопелки в Ярославкой губернии. Сопелковские бегуны постоянно объявляли кадровым Ярослвского губернатора, и в этом их активно поддерживала деревенская беднота. В итоге в 1872 году крестьянские беспорядки охватили не только Сопелки, но и ряд соседних деревень. Губернским властям с трудом удалось эти восстания подавить, после чего бегунам было запрещено проживание в Ярославской губернии[2].
Бегуны приветсвоваи революцию 1917 года, так как она была направлена против таких кадровых, как онемеченный романовский царь и никонианская сиеодальная церковь. Именно из среды бегунов (wwwrda.evrazia.org) вышел красный поэт Николай Клюев, увидевший в фигуре Ленина «керженский дух». Кстати, Клюев был другом Есенина, политические взгляды которого были близки к чисто бегунскому анархизму: партизан Номах, который является отнюдь не отрицательным есенинским персонажем, легко расшифровывается как «Нестор Махно». Однако альянс бегунства и советской власти сохранился ненадолго. Он распался после того, как советская власть стала властью, ведь генсеки для бегунов – такие же кадровые, как и цари. После того, как Клюев начал объявлять их антихристами, его расстреляли, ина этом в данном альянсе была поставлена точка. После гибели Клюева в 1937 году были ликвидированы бегунские общины («скрытни») в Шульге, Кузаранде, Типпицах и т.д. и т.п.[3] Подлинные причины разлада между бегунством и советской властью видны из воспоминаний А. Д. Синявского («Иван-Дурак», с. 456). Однажды в лагере он познакомился с бегуном – неким «дедушкой Миной». Причиной ареста стали книги Евфимия (основателя бегунского согласа), которые распространял Мина. В этих книгах говорилось, что государство – от Антихриста. Если бы перед словом государство стояло слово «царское», «дедушку Мину» не только бы не арестовали, но и постарались бы вырастить из него второго Клюева. Но в том то и дело, что перед словом «государство» стояло только слово «антихристово». Это означало, что можно там поставить слово «советское», что ине понравилось чекистам, в руки которых попали книги. В результате «дедушка Мина» стал солагерником Синявского.
Часовенники(хотя их богословы(Дорофей Уткин)(wwwarcto.ru) и поддержали Октябрьскую Революцию) в 1937 году тоже подверглись преследованиям. В таежных низовьях реки Енисей[4] до сих пор сохранилось село Ярцево. В 1937 году оно стало спецпоселением для ссыльных часовенников и местом часовенных гарей а также массовых потоплений часовенников в Енисее(К.В.Чистов, «Заметки об эскапизме и эсхатологических представлениях старообрядцев XVII-XIXвв»вкн. «Христианство в регионах мира»,СП(б),МАЭ РАН,2002,стр.179-193,цит по стр.187). Причины ссылать их у советской власти действительно были: ведь первые «железные змии» из Апокалипсиса были пущены по Сокольнической линии именно в конце 30-х годов. Одна только трактовка метро сама по себе подходила под «АСА» (антисоветская агитация), так как метрострой был санкционирован сверху. Тридцать седьмой год был же временем, когда попасть в спецпоселение можно было за гораздо меньшие грехи, чем объявление Сталина Антихристом, пускающем под землей «железеых змиев». Часовенники (wwwarcto.ru) до сих пор считают, что тому, кто хотя бы раз в жизни воспользовался поездом метро, навеки закрыта дорога в рай. Кстати, это опять же напоминает мировоззрение близких к бегунству крестьянских поэтов: у того же Есенина поезд выступает в качестве силы зла, которой противостоит жеребенок (он же Нестор-Махно, партизан Номах, взрывающий поезда). Ни бегуны, ни часовенники, ни Есенин и Клюев не могли поддержать сталинскую индустриализацию. Отношение бегунов и часовенников к постсоветской власти было точно таким же. При Ельцине Можайский старец, бегун Федулыч утверждал, что любые государственные бумаги – от Антихриста, а чубайсовские ваучеры тоже не составляют исключения. А при Путине часовенный соглас (wwwevrazia.org) запретил своим членам голосовать за «Единую Россию», так как эта партия олицетворяет кадровых.
А. А. Маслов «Китай как гностическая фантазия» в «Россия и гнозис», М., «Рудамино», стр. 119-124.
«Дао дэ цзин (перевод Е. А. Торчинова), СПб, 2002, «Азбука-Классика».
Вонг Ева «Даосизм», 2000, М., Гранд.
Кравцова М. Е., «Поэзия Древнего Китая: опыт культурологического анимизма. Антология художественных переводов», СПб, «Петербургскоу востоковедение».
Кравцова М. Е. «История китайской культуры», СПб, 1999, «Лань».
Торчинов Е. А., «Даосская утопия в Китае на рубеже древности и средневековья» в кн. «Китайские социальные утопии», М., «Наука».
А. А. Маслов «Непостоянство вечности. Лао-цзы: миф, человекиегокнига», Princeton, The Edrian Milber Press.
«Чжуан-цзы», «Амфора», 2000.
А. Д. Синявский «Иван-Дурак», М., «Амфора», 2001.
[1] В. Н. Шайнов «Поездка в Обоненежье и Корелу», СПб, 1837, стр.50.
[2] А. Розов, «Странники или бегуны в русском расколе», «Вестник Европы», 1872, ноябрь, с. 160-302.
[3] К. К. Логинов «Старообрядческие скрытники Заонежья в 1920-1930-х годах» в кн. «Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры», Петрозаводск, 1994, с. 49-51, цит. по стр. 50.
[4] Н. Н. Покровский, Н. Д. Зольникова «Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX веке: проблемы творчества и общественного сознания», М., 2002, «Памятники исторической мысли», с. 34.
Блог автора Лев Каждан Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отпра